Жозе Роберто Бертрами лучше всего известен как основатель и клавишник легендарного джаз-фанкового трио Azymuth. Но ещё до того, как покорить Бразилию и поработать с множеством местных звёзд, в возрасте 19 лет музыкант выпустил первый студийный альбом с группой Os Tatuís, а год спустя — с José Roberto Trio. Уже 18 марта лейбл Far Out Recordings представит их репринты, первые более чем за полвека существования.
Бертрами предрекали судьбу великого музыканта ещё в детстве. Его отец был классическим скрипачом и профессором государственной консерватории Татуи, крупнейшей музыкальной школы в Латинской Америке. Однако редкий талант Хосе сочетался с крайней недисциплинированностью: закончив семилетний курс за два года, юноша был отчислен за организацию джазовых джем-сейшнов в строго классической школе.
Пожалуй, не будь этих заскорузлых профессоров-традиционалистов, мы бы никогда не услышали Azymuth. Избрав путь максимальной свободы, Бертрами по-настоящему открыл для себя Билла Эванса и Майлза Дэвиса. Не меньше его привлекала босса-нова вроде Луиса Эса и Tamba Trio, которая стремительно набирала популярность в 60-е.
Будучи подростком, Жозе тайком ездил на поезде в Сан-Паулу и выступал в ночных клубах. В 1965 году он объединил силы с братом Клаудио, успешным музыкантом, и другими представителями новой джазовой сцены Татуи, чтобы записать “Os Tatuís“. В альбом вошли композиции Антонио Карлоса Жобима, Роберто Менескаля, Карлоса Лиры, Дурвала Феррейры и Адилсона Годоя, а также одна композиция самого Бертрами, которая ничуть не затерялась в ряду признанных авторов.
Через год Жозе вернулся на студию уже в составе трио — компанию ему составили Клаудио и ударник Джовито Колуна. Их единственная пластинка стала характерным переосмыслением формата фортепианно-джазового трио в бразильских реалиях. Здесь можно услышать ещё три пьесы Бертрами: отличаясь гармонической сложностью и ритмической изобретательностью, они стали предвестниками великолепных работ композитора с Azymuth.