Два ранних альбома основателя Azymuth Жозе Роберто Бертрами впервые возвращаются на винил

Два ранних альбома основателя Azymuth Жозе Роберто Бертрами впервые возвращаются на винил

Жозе Роберто Бертрами лучше всего известен как основатель и клавишник легендарного джаз-фанкового трио Azymuth. Но ещё до того, как покорить Бразилию и поработать с множеством местных звёзд, в возрасте 19 лет музыкант выпустил первый студийный альбом с группой Os Tatuís, а год спустя — с José Roberto Trio. Уже 18 марта лейбл Far Out Recordings представит их репринты, первые более чем за полвека существования.

Бертрами предрекали судьбу великого музыканта ещё в детстве. Его отец был классическим скрипачом и профессором государственной консерватории Татуи, крупнейшей музыкальной школы в Латинской Америке. Однако редкий талант Хосе сочетался с крайней недисциплинированностью: закончив семилетний курс за два года, юноша был отчислен за организацию джазовых джем-сейшнов в строго классической школе.

Пожалуй, не будь этих заскорузлых профессоров-традиционалистов, мы бы никогда не услышали Azymuth. Избрав путь максимальной свободы, Бертрами по-настоящему открыл для себя Билла Эванса и Майлза Дэвиса. Не меньше его привлекала босса-нова вроде Луиса Эса и Tamba Trio, которая стремительно набирала популярность в 60-е.

Будучи подростком, Жозе тайком ездил на поезде в Сан-Паулу и выступал в ночных клубах. В 1965 году он объединил силы с братом Клаудио, успешным музыкантом, и другими представителями новой джазовой сцены Татуи, чтобы записать “Os Tatuís“. В альбом вошли композиции Антонио Карлоса Жобима, Роберто Менескаля, Карлоса Лиры, Дурвала Феррейры и Адилсона Годоя, а также одна композиция самого Бертрами, которая ничуть не затерялась в ряду признанных авторов.

Через год Жозе вернулся на студию уже в составе трио — компанию ему составили Клаудио и ударник Джовито Колуна. Их единственная пластинка стала характерным переосмыслением формата фортепианно-джазового трио в бразильских реалиях. Здесь можно услышать ещё три пьесы Бертрами: отличаясь гармонической сложностью и ритмической изобретательностью, они стали предвестниками великолепных работ композитора с Azymuth.