Немногим удавалось выйти из тени Колтрейна — к числу счастливчиков относится Маккой Тайнер, выдающийся джазовый пианист и завсегдатай ансамбля Джона вплоть до 66-го. После ухода из группы, артист сменил Impulse на Blue Note; так стартовал определяющий этап его сольного творчества, одна из вершин которого — незаслуженно забытая пластинка “Extensions” 1972 года. Узнать эту славную запись получше поможет первый за почти 40 лет официальный виниловый репринт, запланированный на 1 декабря.
LP относится к переходному этапу, когда Тайнер постепенно сводил на нет законы колтрейновского квартета, делая шаги в сторону астрального джаза Элис Колтрейн и Фэроу Сандерса. Великая арфистка, сменившая Маккоя на клавишном посту в ансамбле мужа, и сама погостила на “Extensions” – ни на одном другом альбоме Тайнера вы её не встретите. Места за саксофонами заняли именитые Уэйн Шортер и Гэри Бартц, а ритмическую поддержку джазмену оказали старые друзья Элвин Джонс и Рон Картер.
Конечно, “Extensions” развивает идеи глобальной культурной инклюзивности, характерные для астрального джаза, но не является стопроцентным воплощением его шаблонов. Причина в том, что будучи мусульманином, Тайнер не испытывал особого интереса к пантеизму, и ещё меньше — к психоделикам. Зато Маккой был настоящим фанатом африканского грува — как результат, его музыка созвучна сочинениям Элис для Impulse!, но лишена намёков на ладан, колокольчики и кислоту.
“Message From The Nile”, которую по названию можно принять за труд Фэроу Сандерса, открывается размашистыми глиссандо арфы, постепенно переходя на приземлённые западно-африканские вибрации с поддержкой басового остинато. Следующая за ней “The Wanderer” – резкий хард-боп, что напоминает о квартетном прошлом Тайнера. На стороне B Маккой возвращает дух племенной мистики — здесь примечательнее модальная баллада “His Blessings” с цветущими соло Колтрейн.