Работы Ренаты Левандовской впервые выпущены в формате LP «Dotyk»

Работы Ренаты Левандовской впервые выпущены в формате LP «Dotyk»

Лейблы Astigmatic Records и The Very Polish Cut-Outs совместно с Польским радио подготовили новое издание работ Ренаты Левандовской «Dotyk». Оно объединяет композиции, созданные с 1974 по 1978 год и бережно хранившиеся в радиоархивах. Песни Левандовской впервые выпускаются в формате лонгплея за более, чем полувековую историю.

Будучи студенткой Варшавской академии изящных искусств в поздние 60-е, Рената активно впитывала прогрессивную энергетику своей эпохи. Именно студенческие клубы становились эпицентром новых модных веяний и музыкальных начинаний. Уже в те годы Левандовская находит свой стиль, отталкивающийся от вольной джазово-эстрадной импровизации.

Результат не заставил себя ждать — в начале 70-х девушку заметил композитор Юлиуш Лоран, пригласив её в собственный ансамбль «Quorum». Коллектив тяготел к биг-биту с оттенком босса-новы, соответствовавшему достаточно строгому радиоформату. Привыкнув к сцене и набравшись опыта, вслед за расформированием «Quorum»в 1974 году Левандовская собирает собственную группу AND.

Здесь по-настоящему раскрылся её творческий потенциал, вдохновлённый фигурой Ареты Франклин. Рената работает с видными польскими авторами и музыкантами, собирая вокруг себя команду единомышленников. В 1978 состоялся прорыв: авторский дебют на физических носителях: дабл «Dotykiem Chcę Dziś Poznać Wszystko / Odkąd Ciebie Z Głowy Mam». Лонгплей, к выходу которого был приурочен релиз, так и не состоялся.

Помимо Ареты Франклин в жизни Левандовской был ещё один видный образец — Дженис Джоплин, к которой её голос был ближе стилистически. Голос в 4 октавы и характерное пение были совершенной новинкой на польской сцене. К сожалению, видные деятели звукозаписи, которая в Польше поздних 70-х зачастую переплеталась с политикой, не оценили ни её увлечённости ситуацией в США, ни уникальности её подачи.

На протяжении долгих лет вслед за крахом карьеры даже близкие не подозревали о музыкальном прошлом Ренаты. Вместе с тем, отзвуки её песен до сих пор можно услышать на польской эстраде. Эта целостная связь джаза, психоделики, биг-бита и фанка, ожидавшая своего часа почти полвека — история яркой индивидуальности, проигравшей битву с системой, но оставшейся в самых преданных сердцах.