«Saigon Supersound» – это исторический документ музыкальной эры, долгое время остававшейся погребенной под песками времени. Выборка треков репрезентирует период между 1965 и 1975 годами – так называемый «золотой век» южного Вьетнама, охарактеризовавшийся расцветом местной поп-культуры.
В 60-ых вьетнамская музыка разделялась на три отдельных течения. Жанр «Nhạc đỏ» (коммунистическая революционная «красная музыка») начал формироваться в начале 20 века как культурная оппозиция французской колонизации Индокитая. Лирика этого жанра, более популярного на прокоммунистически настроенном севере страны, вращалась вокруг тем независимости, социализма и антикапитализма. Это были героические песни, воспевающие простых мужчин и женщин, оставивших свои дома и семьи с целью дать отпор французской (и впоследствии американской) оккупации.
Между тем, рассматриваемый нами сборник посвящен южному региону Вьетнама, где под влиянием западной культуры зародились поп- и рок-жанры «Nhạc Vàng» («желтая» или «золотая музыка») и «Nhạc Trẻ» («молодежная музыка»). Первый в основном состоял из поэтически-сентиментальных песен о любви и о красоте родного края. Жанр сформировался под влиянием французского шансона в 20-ые годы прошлого века и был тепло принят вьетнамской буржуазией. Первоначально в нем превалировали элементы латиноамериканской музыки: болеро, румба, танго и ча-ча-ча. В свою очередь, пришествие США принесло во Вьетнам рок-н-ролл и соул, что стало предпосылкой к появлению т. н. «молодежной музыки». Многие появившиеся в тот период группы копировали стиль западных исполнителей, либо исполняли каверы на зарубежные хиты, заменяя оригинальные слова вьетнамскими.
Третьей популярной формой вьетнамской музыки стал «Cải Lương» – «театральная музыка». В ней инструментальные фрагменты перемежались с устной речью, что делало композиции в этом жанре похожими на театральные радиопостановки.
Представленные в рамках сборника треки были тщательно отобраны с редких синглов, приобретенных в различных уголках мира. Для полного восстановления каждой из композиций приходилось покупать сразу по несколько экземпляров пластинки, так как зачастую на них были повреждены разные фрагменты дорожек. А для того, чтобы пробраться через непроходимые дебри вьетнамских музыкальных сайтов, издателям сборника приходилось связываться с местными коллекционерами. Лучшие из находок были отполированы, отфильтрованы и подвергнуты ремастерингу. Однако, многие жемчужины вьетнамской музыки так и остаются в безвестности, дожидаясь своего часа.
Тем не менее, кропотливая работа над первым томом антологии «Saigon Supersound» подошла к концу и релиз назначен на 6 мая 2017. Пластинка выйдет в красивом гейтфолде, снабженном артами с внешней и внутренней стороны, подробными аннотациями и текстами песен на вьетнамском и английском языках. Купить уникальный билет в забытую музыкальную культуру Вьетнама того периода, можно здесь.