Построить карьеру в поп-музыке, когда система работает против тебя, дело не из простых. Тем не менее, эта задача пришлась по плечу южноафриканскому исполнителю, продюсеру и мультиинструменталисту «Ому» Алеку Хаоли («Om» Alec Khaoli). В период, когда апартеид в ЮАР достиг своего пика, Хаоли нашел отдушину в танцевальной музыке, впоследствии прозвучавшей из всех радиоприемников и на всех танцполах раздираемой внутренними распрями страны, а со временем вышедшей на пластинках по всему миру и мгновенно приобретшей легендарный статус.
Хаоли впервые заявил о собственном даровании, играя на басу в Beaters и немного позднее в Harari. Две культовые в местных кругах афро-рок/соул группы определили дальнейшие тенденции развития сцены ЮАР. The Beaters совмещали в своей музыке этнический поп и фолк образца поздних 60-ых. В дальнейшем коллектив переформировался в Harari, тем самым выведя свою деятельность на совершенно иной уровень. В конце 70-ых группа отправилась во всеафриканский тур, дав концерты в Намибии, Лесото, Малави и Зимбабве. Тем самым Harari удалось значительно повлиять на развитие популярной музыки на всём континенте. Однако, это было лишь подготовкой к следующему мультиплатиновому проекту Хаоли – Umoja, ставшего колоссом синтезаторного южноафриканского попа 80-ых и 90-ых годов.
На протяжении лет Umoja не раз меняла свой состав, но её ядром всегда оставался Хаоли. В то время как Harari была своего рода супергруппой, Umoja стала непрестанно меняющим свою форму свидетельством развития идей самого Хаоли. Остальные участники проекта скорее исполняли роль сайдменов и коллабораторов.
Начав свой творческий путь в 1982, Umoja достигли пика успеха в 1988 году, издав пластинку под названием «707». Каждый трек из этого небольшого альбома достиг первой позиции в поп-чартах Южной Африки, а сам релиз получил двойной платиновый статус. Своей работой Umoja (что в переводе с суахили означает «единство») удалось донести довольно четкий месседж, несмотря на отсутствие какой-либо свободы самовыражения чернокожего населения ЮАР в тот период. “Мы пытались показать нашим людям, насколько для нас сейчас важно объединиться и быть заодно”, – позднее скажет Хаоли. Но чтобы избежать ареста, группе приходилось выражать свои бунтарские мысли завуалированно, облекая их в вычурную оболочку из метафор и иносказаний.
Разнести весть Umoja помог тот факт, что обманчиво простой стиль группы подпадал под критерии баблгам-поп и R&B мейнстрима. В то время в плейлисты крупнейшей радиокомпании страны South African Broadcasting Corporation (SABC) попадали лишь аполитические песни о любви, под которые пластинке «707» удалось мимикрировать с поразительным успехом. Помимо этого, тексты на английском позволили альбому приобрести более широкую популярность, учитывая что в ЮАР насчитывается с десяток различных государственных языков. «Однажды я написал песню под названием “Apartheid Must Fall”, и, конечно же, её не пропустила цензура. Происходило это так: ответственные люди на радиостанции прослушивали новопришедшую пластинку, и в случае наличия неугодного режиму материала оставляли на ней глубокую царапину, делая её непригодной для дальнейшего прослушивания. Разумеется, процедура проходила неофициально, и после этого дальнейшая история пластинки умалчивалась», – вспоминает Хаоли.
Несмотря ни на что, хиту Umoja «707» удалось пройти под радарами государственного контроля и дойти до нас в первозданном виде. С целью отдать должное вкладу Хаоли в южноафриканскую музыку 80-ых, лейбл Awesome Tapes From Africa переиздаст одну из наиболее влиятельных его работ на виниле, а также в цифровом и CD-формате. Дата релиза назначена 5 мая 2017, предзаказ доступен по ссылке.