Альбом Умэко Андо “Upopo Sanke” отметил 20-летие виниловой версией

Альбом Умэко Андо “Upopo Sanke” отметил 20-летие виниловой версией

Умэко Андо, наряду с верным приятелем Оки Кано, была одной из самых известных носительниц культуры айнов. Будучи коренным народом Японии, айны получили официально признанный статус лишь в 2008-м – пятью годами раньше певица записала альбом “Upopo Sanke” (в переводе – давайте споём), который стал для неё последним. К 20-летию этой записи Pingipung подготовили исторический виниловый репринт с примечаниями создателей на полях.

Притеснения айнов со стороны Японии начались ещё в 18 веке — в результате столь давней маргинализации, на свете осталось всего несколько сотен носителей языка. Так что песни Умэко сохранились лишь в отдалённых, тайных общинах, где передавались из уст в уста. Благодаря Оки, у нас есть возможность услышать их первоначальные интерпретации изнутри одной из таких общин.

Помимо самих Андо и Кано, оказывающего ей поддержку на своём тонкори, на LP звучат тувинские элементы, будь то игра на дошпулуре или горловое пение, а также айнский хор и ансамбль перкуссионистов. Традиционная для Умэко форма — призывно-ответные песни, что перетекают в мантры. Что касается исполнительского стиля, его можно описать как дышащий — годы выдержки подарили мотивам Андо интуитивную лёгкость.

Тексты “Upopo Sanke” – ещё один культурный пласт, крошечный портал в мир локальных мифов. Частый персонаж легенд Умэко — божество Камуи, что приходит в мир живых как медведь или рыба-меч; с той же радостью Андо воспевает пышную природу своего архипелага. Но ключевая цель этих сказов выражена уже в названии пластинки — ни одна легенда не выживет без подходящего танца.