Хотя южноафриканский джаз и соул эпохи апартейда изучены достаточно неплохо, местная танцевальная музыка 80-х всё ещё остаётся в тени. Исправить ситуацию призван свежий сборник “Yebo! Rare Mzansi Party Beats from Apartheid’s Dying Years“, куратором которого выступил лондонский диджей и историк Джон Армстронг. Тройной LP знакомит публику со стилем мзанси, также известном как бабблгам – вдохновляющей комбинацией буги, афро-диско и соул-попа.
Уникальность этой музыки была обусловлена самим географическим положением: артисты были должны обращаться к многоязычному, поликультурному населению ЮАР. И хотя в быту между зулусами, тсонга, кхоса и другими народами было достаточно несогласий, танцпол на некоторое время примирял всех. Но помимо дипломатической миссии у жанра была столь же значительная культурная роль: замедлив и “приземлив” диско, мастера мзанси проложили путь для будущих экспериментов с квайто, амапиано или даже гкомом.
Многие из представленных треков Армстронг отыскал благодаря Питеру Джонсу, радиодиджею из Зимбабве — вариантов поближе попросту не было. Джон признался: “В 80-е нам была доступна в основном “безопасная” деревенская и традиционная музыка”, а также классический джаз из тауншипов Кейптауна. Всё это было прекрасно, но в коллекции каждого меломана возникала зияющая хронологическая дыра, когда речь заходила о танцах”.
Рады сообщить, что при всём культурологическом значении, пластинка столь же привлекательна на звук. Под знакомую чеканку Roland TR-707, открытые и оптимистичные мотивы южноафриканцев ничуть не теряют самобытного шарма. “Yebo!” можно назвать затерявшимся во времени оазисом творческой свободы, что возник на самой безблагодатной политической почве.