В период раннего расцвета, эстетика 4AD была многообразна: на лейбле можно было услышать и панк, и синтипоп, и даже витиеватый фолк. Но едва ли хоть одна группа может столь же убедительно претендовать на роль его амальгамы, как Pale Saints, умевшие и ласкать как Cocteau Twins, и реветь как Pixies, и изобретать как Throwing Muses. В связи с 30-летием второго альбома британцев “In Ribbons“, 4AD подготовили архивный репринт — отличный повод узнать о нём немного больше.
Как правило, команду причисляли к шугейз-сцене — по Штатам Pale Saints гастролировали вместе с Lush и Ride, – но по духу музыканты были ближе к пост-панкам из ранних 80-х (например, Echo and The Bunnymen, Eyeless in Gaza и Television). Другим источником вдохновения был пейсли-андеграунд, особенно — группа Opal (кавер на “Fell from the Sun” украшает дебют “The Comforts of Madness”, первую пластинку 4AD в 90-е). Первый LP был записан в формате трио, а перед “In Ribbons” к артистам присоединилась Мериэль Барэм, одна из основательниц Lush.
На момент записи между участниками проекта сложился хрестоматийный конфликт интересов: фронтмен Иэн Мастерс явно склонялся к эзотерике и искусству, оторванному от реальности, а остальные были открыты для инди-мейнстрима и желали продать побольше винила. Именно это противоречие аутсайдерских и коммерческих тенденций делает “In Ribbons” столь любопытным LP: шероховатости “The Comforts of Madness” были сглажены, но при этом гитарные текстуры Pale Saints не растеряли самобытности, а смелых идей по части формы стало даже больше.
В этом плане особенно показательна “Hunted“, центральная композиция на альбоме. Это семь с половиной минут прог-роковой драматургии на 5/4 с драйвовыми гитарами и параноидальным текстом. Структура песни похожа на череду приливов и отливов; изящные мелодичные отрезки сменяются управляемым, но от того, не менее щетинистым перегрузом.
Как и следовало ожидать, разногласия внутри Pale Saints лишь усугубились с публикацией LP – Мастерс попросту не любил гастроли, и даже попадание в топ-10 британского инди-чарта его не убедило. В 93-м основатель покинул проект, а после одной полу-удачной попытки реанимации к нему присоединилась и Барэм. Что же касается “In Ribbons”, пластинка так и осталась одним из ярчайших примеров дрим-попа на 4AD — квартету удалось проложить мосты между сразу несколькими психоделическими сценами, чтобы синтезировать нечто абсолютно своё.