Истории о женщинах-композиторах из эпохи барокко — большая редкость, и случайный меломан вряд ли назовёт хотя бы одну фамилию. Но благодаря Клэр Дик и её дебютной сольной пластинке “Sotto Voce“, все мы станем немного образованнее: LP сфокусирован на творчестве Франчески Каччини и Барбары Стоцци, двух коллег из 17 века. Взяв их произведения за основу, австралийка переосмыслила и дополнила их приёмами из пост-классицизма, дроуна и эмбиента.
Нужно понимать, что Клэр — академист, и всякая художественная задача для неё связана с философией. Говоря о Каччини и Стоцци, артистка акцентирует внимание на “важности исторической репарации” и “нефиксированных исторических концепциях”. Существенно для “Sotto Voce” и понятие палимпсеста — создания нового творчества поверх былых рукописей и гравюр; кроме того, Дик верит, что современное искусство требует мультисенсорного подхода как к созданию, так и к осознанию.
Пластинка была записана в деревянной церкви XIX века, но приёмы Клэр далеки от строгого ревизионизма. Основу для будущего LP заложили долгие сессии Sotto Voce Consort, ансамбля из 6 человек, в котором Дик исполняет две дюжины ролей — артистке подвластны и арфа, и кларнет, и даже бандура. На втором этапе исходные записи подверглись аналоговым манипуляциям: при помощи катушечного ревокса и хитрого сведения, композитор стремилась наделить дебют осязаемостью.
Сонические идеи австралийки живут на стыке музыки для струнного ансамбля и дарк-эмбиента — проще сравнивать их с Ричардом Скелтоном или Stars of the Lid, чем с барочными предтечами. Есть на “Sotto Voce” и хорошо знакомые Лейланду Кирби ускользающие гармонии: всякая логика камерной формы Дик условна, а любой мотив может быть оставлен на полуслове. Но хотя мир LP не лишён эмоциональной амбивалентности, в его центре гармонически прозрачные, гулкие многоголосия, что струятся до самого горизонта — даже если Клэр скорбит, в её воздухе нет ни капли мелодрамы.