Польский джаз был синонимом качества ещё в советские времена, но могут ли современные коллеги тягаться с маститыми предшественниками? Варшавский лейбл U Know Me Records заявляет, что ответ — однозначное да, и приводит 7 аргументов в рамках сборника Generacja JAZZ. Всем музыкантам, принявшим в нём участие, не больше 30 лет — по сути, мы наблюдаем за тем, как пробиваются первые ростки новой субкультуры.
Отличительная черта джазовых современников из Польши — тесная связь с хип-хопом 90-х: одних привлекает чисто визуальная эстетика, другие используют саунд, чтобы стать ближе к кумирам юности, а третьи стремятся вернуть его на модные танцплощадки. Когда стало ясно, что на одной былой репутации жанр не сохранить, к делу подключились познаньская группировка Multikulti и столичный лейбл Milieu L’Acéphale — впрочем, лучше всего в поисках свежих идей преуспели Astigmatic Records (Błoto, EABS). Основной рабочий принцип героев нового польского фьюжна вторит цитате Лестера Боуи: джаз — это не то, что ты играешь, а то, как ты играешь это.
Самые известные представители “Generacja JAZZ”, Immortal Onion предлагают слушателю порцию математической, пиано-ориентированной меланхолии “Thinium”, где при желании можно различить отзвуки 65daysofstatic. Ещё четыре коллектива (Klawo, Rejoin, Twoosty Mayonez и USO 9001) — молодые волки, что лишь вливаются в эстрадную стаю. Выделяем для себя Twoosty Mayonez, чей зловещий вайб сторонится спасительных модальных гармоний, а также USO 9001 с их параноидальным дрейфом под прямую бочку на грани ноу-вэйва.
Подытоживают состав LP две команды, отобранные на конкурсной основе – quietet и Kosmos. Первые кажутся самым традиционным ансамблем на всей пластинке: ход “Scand” определяют высказывания приглушённой трубы, а в гитарной коде ощутимо прикосновение Джона Маклафлина. Коллеги из Kosmos пошли чуть дальше, попытавшись собрать воедино пост-боп, синтетические арпеджио и ломаные ритмы J Dilla; было бы здорово увидеть от дебютантов чуть больше смелости, но на первый раз будем снисходительны, особенно перед лицом очевидного потенциала.