Дуэт Ричарда Скелтона (Richard Skelton) и Отем Ричардсон (Autumn Richardson) практически не подавал признаков жизни в 2016 году, сфокусировавшись на своём издательском предприятии, поэзии, визуальном искусстве и разнообразных сторонних исследовательских проектах. К счастью, в декабре прошлого года им все же удалось выпустить EP, ставший логическим продолжением серии коллажей, выполненных ими во время месячного творческого отпуска на обдуваемых северными ветрами Оркнейских островах. И несмотря на продолжительность в 20 минут, “Earth By Means of the Currents” – это один из наиболее выверенных и мощных релизов в дискографии *AR, являющий собой взаимодополняющее сочетание мягкого обволакивающего дрона и его более шумной и шероховатой темной стороны.
В привычной для Скелтона манере, место, в котором создавался альбом, было выбрано отнюдь не случайно – его запись приурочена к фестивалю «ØY», посвященному магнетизму островной природы. Впрочем, нельзя сказать, что релиз радикально отличается от предыдущих работ дуэта, так что вряд ли заранее заданная тематическая направленность сильно повлияла на музыкальные решения Скелтона и Ричардсон. Тем не менее, в первой половине EP можно четко расслышать приглушенный плеск волн, записанный на побережье небольшого шотландского островка Папа-Уэстрей. Этим использование полевых записей не исчерпывается, но большинство из них, в отличие от вступительной части «The Primary Menstruum or Mother-Liquid», не выбивается из общего ряда и представлено в виде легких текстурных ноток. Куда более явно влияние океанических мотивов прослеживается в названиях треков. Выражением «Primary Menstruum» («Первичный Растворитель») Эван Хопкинс охарактеризовал мировой океан в своей книге «О связи геологии с земным магнетизмом». Эта книга и послужила вдохновением для вышеупомянутой серии коллажей.
Вступительный трек “Earth by Means of the Currents” определенно вобрал в себя умиротворяющие маринистические образы, скорее вызывающие ассоциации со спокойной и согретой солнцем гладью воды в заливе, нежели с бушующим штормом. Структура композиции прямолинейна и проста, что позволяет ей течь естественно и без каких-либо преград. Теплые приливные волны струнных нарастают неторопливо и неспешно накатываются на берег сознания слушателя, обрамленные пеной сиреноподобного потустороннего вокализа Отем. Этот и без того монументальный мотив сопровождается ажурным орнаментом из мелких нюансов (наподобие незаметно набирающего звучность гармонического обертона на фоне) и неуловимых смен темпа мягко рокочущих и пульсирующих фоновых отзвуков. Во всей своей красе это переливающееся облако пространных мелодий предстает перед нами в тот момент, когда дуэт позволяет ему на какое время зависнуть в воздухе после окончания основного мотива композиции, а затем постепенно раствориться в тишине.
В противовес этому, задумка второго трека, “The Winding of a Galvanic Wire”, состоит явно не в созерцательном наслаждении красотой. Он отражает более разрушительный и хаотический аспект теории Хопкинса о том, что вращение нашей планете придает некое мощное течение. Композиция состоит из статического шума, будто доносящегося до нас из-под толщи земли. Центральный мотив трека служит интенсивно гудящим и колеблющимся фундаментом для монотонного сигнала электронного осциллятора. Время от времени на его фоне слышатся зловещие треморы и толчки гулких струнных, которые придают ощущения массивности и грандиозности, но основной костяк трека состоит из плотного, пробирающего дрона. Агрессивный характер композиции гармонично уравновешивает безмятежность «Primary Menstruum», однако, в качестве самостоятельного произведения “The Winding of a Galvanic Wire” вряд ли войдет в число лучших работ дуэта, так как Скелтону ранее удавалось с куда большим успехом воплотить в своей музыке разрушительную силу природы в альбоме «Nimrod is Lost in Orion and Osyris in the Doggestarre».
Учитывая, что EP “Earth By Means of the Currents” был задуман как музыкальная интерпретация визуального проекта дуэта, оценивать его как самостоятельную работу было бы не совсем правильно. Но так как буклет с коллажами выйдет предельно ограниченным тиражом, вероятно, культурный опыт большинства слушателей так и останется неполным. Впрочем, к чести релиза, это ничуть не умаляет его достоинств как музыкального произведения. Оба вошедших в него трека слушаются легко, словно были скрупулезно избавлены от всего лишнего. В то время как «Galvanic Wire» скорее служит подводящим итог эпилогом, центральной и отличительной частью EP является «Primary Menstruum».
Отчасти создается ощущение, будто “Earth By Means of the Currents” служит лишь коротким антрактом между сторонней творческой деятельностью дуэта, в котором они повторяют свои заученные до идеала роли и партии, но и подобный ни на что не претендующий релиз им удалось сделать поистине волшебным: в своём новом EP Скелтон и Ричардсон лишний раз подтвердили своё выдающееся мастерство, интуицию и внимание к деталям.