Klaus Johann Grobe — Spagat der Liebe

Klaus Johann Grobe — Spagat der Liebe

Ближе к концу своего дебютного лонгплея «Im Sinne Der Zeit», выпущенного лейблом Trouble In Mind Records в 2014 году, швейцарские рокеры Klaus Johann Grobe – в составе из Севи Ландольта и Даниэля Бахманна – растягивают изначально целостную и выдержанную клавишно-басовую формулу звучания в пространные и захватывающие дух полотна звука. Первыми предвестницами перемен становятся «Aufstand» и «Regen raus», более свободная форма которых ближе к концу высвобождается в экспрессивных инструментальных пассажах. По большей части, своим дебютом дуэт предоставляет слушателям более легкий, даже танцевальный взгляд на краут-рок. Но это служит лишь подготовкой к финальной эмоциональной кульминации альбома, раскрывающей новые неожиданные грани этого перспективного музыкального проекта.

И в 2016 году Ландольт и Бахманн оправдали ожидания фанатов и продолжили работу в заданном ими оригинальном ключе. Без долгих предисловий, «Spagat der Liebe» сходит с проторенной дорожки характерной выдержанности краут-рока и заводит слушателя в густую чащу гораздо более насыщенной, оживленной и разнообразной ритмики. Это ни в коем случае не принижает достоинств первого альбома швейцарцев, представляющего собой идеальный альбом для «летне-пляжного» настроения. Скорее, «Im Sinne Der Zeit» стал грамотной подводкой к следующему творению группы, придавшему блеск всем небольшим заложенным в нём самородкам.

Вторя цветовой палитре своей обложки, «Spagat de Liebe» сбавляет темп, подобно клонящемуся к закату солнцу. Но в условиях тускло-оранжевых сумерек синтезатор, орган и бас группы чувствуют себя гораздо более свободно и раскрывают свой полный потенциал. Смена направления группы выглядит актуально в контексте возродившегося в наши дни интереса к психоделике. Как говорится в музыкальном каталоге лейбла Trouble In Mind, нынешнее более «приземленное» звучание Klaus Johann Grobe неожиданно ставит группу в один ряд со столь же монументальным, сколь и недооцененным психоделическим шедевром Дела Шеннона «The Further Adventures of Charles Westover».

Альбом начинается с вялотекущего темпа композиции «Wo Sind», неспешно обволакивающей слушателя в кокон перекликающихся электронных инструментов и басово-ударных партий. Вместо того, чтобы с ходу обрушить на аудиторию самый быстрый и динамичный трек во всём лонгплее, на сей раз краут-рокеры неторопливо погружают её в транс инструментальными пассажами, извивающимися подобно руслу реки. В какой-то момент пульсирующий моторик-бит полностью растворяется в сумерках, оставляя слушателя наедине с туманной предвечерней дымкой синтезаторной мелодии. Этот пробирающий до мурашек ритм имеет только один недостаток – он слишком быстро заканчивается. Дуэт мог выжать из него намного больше, ненавязчивым рефреном растянув его на добрую половину альбома. Впрочем, «Spagat der Liebe» пестрит подобными короткими энергичными джемами на протяжении всего хронометража. «Wo Sind» является лишь выходом за порог в этом длительном фантасмагорическом поп-путешествии, в которое приглашают нас уроженцы Цюриха.

Однако, любители рока тоже не останутся ни с чем: в третьем треке альбома, «Rosen des Abschieds», вездесущий бас уверенно выходит на первый план. С этого момента новая жилка в жанровом разнообразии группы проявляется наиболее отчетливо. Синты и орган облекают плотью голые кости каркаса, на котором базировался весь дебютный альбом Klaus Johann Grobe. Вследствие этого, обогащенные кружащиеся клавишные риффы приобретают поистине роскошное звучание. Но даже во время кратковременных отступлений на мимолетные джемы, группе удается продолжать твердо придерживаться общего всеобъемлюще-трансцендентного настроения альбома. По мере течения композиции бас и ударные несколько раз ослабляют свой натиск, предоставляя полную свободу действий вязким внеземным синтам. Таким образом, внимание слушателя постоянно переключается на разные секции инструментов, которые с неизменным успехом увлекают его в свои фантастические миры. При этом возникает ощущение, будто инструментальная секция приковывает слушателя к земле, в то время как его голова витает в электронных синтезаторных облаках.

Кривая повествования дебютного альбома группы здесь оказывается вывернута наизнанку: «Spagat der Liebe», напротив, заканчивается на мажорной ноте. Динамичный и мастерски сведенный трек «Springen wie damals» ставит в конце второй работы цюрихских рокеров уверенный восклицательный знак. Им удалось полностью реализовать дожидавшийся своего часа потенциал, заложенный в дебютный альбом, при этом существенно расширив стандартную краут-роковую звуковую палитру и жанровые границы в целом.

Наиболее сильной и восхваляемой многими стороной Trouble In Mind Records является упор на эклектичный подход к воплощению психоделии в музыке. В этом свете, Klaus Johann Grobe – наряду с некоторыми другими подписчиками лейбла в данной направленности — являются ключевыми его представителями. Тем не менее, творчество ростера данного лейбла скорее заинтересует энтузиастов танцевальной и электронной музыки, нежели ценителей психоделического звучания. Конечно, в подобном смешении жанров становится сложно выделить их конкретные элементы, но заразительные припевы и крупные пространные мазки, которыми выполнен альбом, склоняют его жанровую принадлежность ближе к софт-диско или причудливому нью-вейву, несмотря на все бросающиеся в глаза краут-рок мотивы. Но благодаря этому, Klaus Johann Grobe удалось расширить рамки краут-рока, впервые сделав его звучание уместным и на клубных танцевальных площадках.