На этой неделе наконец пришла настоящая весна вместе со вторым альбомом сёрф-рокерш The Courtneys, бунтарское настроение с компиляцией классиков британского рока 60-х The Creation, и надежда понять как правильно пережить прошлое и продолжить движение вперед, благодаря последней работе герметично-интроверсивного проекта Фила Элверума.
Редакторы underrated выбрали для Вас 7 новых пластинок, 2 свежих сборника и 1 переиздание, которым обязательно стоит уделить немного своего времени в эту последнюю неделю марта.
The Creation // Action Painting
Британцы The Creation, сформировавшиеся в 1966 году и распавшиеся уже в 1968, могут служить эталоном культовой группы. Их музыка, ранее не выпускавшаяся за пределами родины и мимолетным эхом отзвучавшая на просторах Туманного Альбиона, в своё время послужила исходником для кавер-версий от Boney M, Television Personalities и Ride, а Алан Макги назвал в честь группы небезызвестный лейбл Creation. Новый двухдисковый сборник «Action Painting» осветит скоротечный, но ослепительно яркий творческий путь The Creation, пролегший на стыке между субкультурой модов и психоделики 60-ых: легендарный лондонский квартет вобрал в себя горячечную энергетику от первой и страсть к экспериментам от второй для создания напряженного и бескомпромиссного звучания.
The Courtneys // II
The Courtneys – это редкий образчик неторопливого и чувственного серф-рока, отошедший от лаконичности текстов и разухабистой инструментальной составляющей своих предшественников и современников. В своём втором по счету альбоме The Courtneys вновь удалось умело скрыть от глаз океан искренних эмоций, плещущийся под пеной из гитарного фузза и реверба. Но погружаясь в полные лиризма пучины изоляции и безответной любви, группа всегда успевает вынырнуть наружу благодаря воздушному пузырю из жвачки беспечных баблгам-ритмов, неизменно держащихся на плаву жизненных невзгод.
Manu Dibango // Ceddo
Карьера Ману Дибанго имела немало ярких моментов, среди которых участие в конголезском ансамбле African Jazz и сотрудничество с Фелой Кути и Херби Хэнкоком. Талант камерунского саксофониста не обделил вниманием и нишу саундтреков: в 1977 году тот записал музыку к «Ceddo» – исторической драме сенегальского режиссера Усмана Сембене, посвященной работорговле и становлению христианства и ислама в Западной Африке периода 17 века. И в первом за 40 лет виниловом переиздании саундтрека, можно убедиться насколько мастерски в своей музыке Дибанго удалось передать разворачивающееся в фильме противостояние культур посредством африканской перкуссии и фанковых ксилофонов в гремучем сочетании с американо-европейскими спагетти-вестерн мотивами. Возможно этот контраст, лишь отсылка к саундтрекам которые можно услышать в классических представителях вестерна того периода, но также вполне вероятно что фигурирующие в картине иссушенные равнины, сподвигли музыканта оставить свой музыкальный западноафриканский отпечаток на эстетике Американского Старого Запада.
Hills // Alive at Roadburn
Сформировавшиеся на волне возрождения шведской психоделии, накатившей на страну несколько лет назад, в своём концертном и третьем по счету альбоме Hills отправляются в трип по музыкальному наследию своей родины, вооружившись ворохом мелодий, окрашенных в оттенки сепии. Но четыре 13-минутных трека не служат лишь оммажем классикам психоделического краутрока наподобие Pärson Sound, International Harvester или Träd Gräs och Stenar. Входя в транс во время повторения своей мантры, составленной из первобытных гипнотических ритмов и витиеватых восточных мотивов, шведам удается войти воссоздать дурманящую атмосферу языческого празднества, тем самым отдав должное своим корням, уходящим в глубины истории.
Jacaszek // Kwiaty
Вдохновением для второго альбома польского композитора Jacaszek послужили произведения английского поэта-метафизика Роберта Геррика, жившего в 17 веке. Простые по форме, но глубокие по содержанию поэмы Геррика послужили основой для ряда электроакустических интерпретаций, сопровожденных проникновенно-элегическим женским вокалом. Тревожные клавишные, тоскливые струнные, шероховатые гитары и целый спектр акустических инструментов были сплавлены в единый насыщенный, но вместе с тем невесомый микс посредством цифровой обработки. Несмотря на то, что драм-машины и синтезаторы в этом альбоме одержимы гневливыми призраками, а горные серпантины величественных мелодий то и дело перекрываются оползнями далекого грохочущего шума, на данный момент это наиболее завораживающая и иммерсивная работа в дискографии композитора.
Hector Plimmer // Sunshine
«Sunshine» стал результатом четырех лет инструментальных экспериментов лондонского диджея и продюсера Гектора Плиммера, запечатлевшего звуки, окружающие его в повседневной жизни, в форме электронной музыки. Используя в качестве источника вдохновения пение птиц, звучание калимбы, колокола или, к примеру, дребезг лопнувшей нити накаливания лампочки, он препарирует эти звуки, раскрывая их внутреннюю сущность, а затем вплетая их в биты и ритмы своих треков. И, оставаясь верным себе, Плиммер с неизменным вниманием к деталям сопровождает композиции наслаивающейся и перекликающейся перкуссией, исполненной в лучших традициях Portishead.
Daniel Brandt // Eternal Something
Дэниел Брэндт – сооснователь немецкого бэнда Brandt Brauer Frick – отправляется в одиночное плавание с дебютной работой “Eternal Something». Задумывавшийся как нечто простое по содержанию, альбом постепенно обрастал вкраплениями новых инструментов и влияний других музыкантов. Получившаяся пластинка стала живым доказательством того, в творческом процессе нет места четким планам: изначально предполагая ограничиться одними тарелками, музыкант включил в итоговую версию альбома тромбон, виолончель, ханг, а также самолично исполненные партии на гитаре, басу, фортепиано и синтезаторах. Коррелируя с историей собственного создания, «Eternal Something» представляет собой непредсказуемый креативный поток электроакустического эмбиента, извилистые меандры танцевальных ритмов которого меняют форму при каждом отдельном прослушивании.
V/A // Spiritual Jazz 7: Islam
Свой седьмой по счету экскурс в мир спиричуэл-джаза лейбл Jazzman решил посвятить исполнителям, на чью музыку оказала влияние мусульманская религия и культура. И так как многие гранды джаза являлись последователями ахмадийского течения ислама – включая Кенни Кларка, Арта Блэйки, Ахмада Джамала и Юсуфа Латифа – то сборник был обречен на успех. Но сильные места пластинки не ограничиваются лишь работами всем известных мастеров: также среди них стоит выделить персидский джаз-фьюжн Эммануэля Абдул-Рахима, потусторонние флейты и заразительные ритмы бонго от дуэта Сабу и Сихаба Шахиб и богомольный эпик в двух частях «All Praises To Allah», исполненный The Lightmen.
Kaidi Tatham // Changing Times
Мультиинструменталист Кейди Тэтхем за время карьеры успел посотрудничать со многими ключевыми фигурами современного фанка, соула и джаза – начиная с Эми Уайнхаус и заканчивая Bugz In The Attic. Не забывает он и о сольном творчестве, в своём 20-минутном миньоне Kaidi предстает перед нами в наиболее расслабленно-мечтательной и интроспективно направленной ипостаси. Жанрово варьирующийся от лаунжа во вступительном треке «Treacle Manifestations» до ню-джазовых вариаций в «Seasoned Clouds» и неторопливого буги в «Chui Nui», пластинка подходит как для танцевальных площадок, так и для вдумчивого прослушивания, с попыткой погружения в удивительный музыкальный мир Тэтхема.
Mount Eerie // A Crow Looked At Me
Новый альбом Mount Eerie – герметично-интроверсивного сольного проекта Фила Элверума (Phil Elverum) – исследует истинную суть смерти – явления, которое нередко используется в современной культуре как нечестный инструмент для сохранения внимания аудитории. Но это не относится к последней работе музыканта. Элверум, потерявший жену в 2016 году, знает, как никто другой: в вымышленном мире смерть быстро заполняется другими событиями, в реальной жизни же она приходит из ниоткуда и оставляет тебя ни с чем, кроме пустоты на месте близкого человека. “A Crow Looked At Me” записанный в течение 3 месяцев, в той же комнате где супруга Элверума, Женевьева Кастри (Geneviève Castrée) борясь с раком, ушла из жизни в возрасте 35 лет, с использованием практически только ее личных музыкальных инструментов; целиком и полностью соткан из невидимых нитей отсутствия, лишь изредка перемежаемых надломным вокалом и дребезгом струн акустической гитары. Нередко на протяжении альбома устанавливается полная тишина, во время которой создаётся ощущение, что можно услышать снегопад за окном исполнителя – сам Элверум называет свой стиль исполнения «barely music» («еле-еле музыка»). Но несмотря на не самую мелодичную манеру исполнения, данный альбом можно поставить в один ряд с пронизанными тематикой смерти и печали работами Sun Kil Moon «Benji» или «Skeleton Tree» Ника Кейва, а возможно и на один ряд выше. Но прежде чем открыть дверь в прошлое и настоящее Элверума, Вам все же придется самому себе ответить на один поставленный вопрос. Стоит ли смотреть в глаза чужого черного ворона?