Что такое лоу-фай хаус? Гид для начинающих в 8 пластинках

Что такое лоу-фай хаус? Гид для начинающих в 8 пластинках

В начале декабря лондонская компания UNDRGRND Sounds, занимающаяся созданием наборов звуковых эффектов и семплов для начинающих авторов танцевальной музыки, выпустила новый пак под названием «Lo-Fi House». Поначалу название этого стиля может ввести в ступор даже прожженного знатока танцевальной музыки. Но если изучить вопрос, то окажется, что в сети можно найти множество свежих треков, помеченных этим тэгом. Мало того, они пользуются широкой популярностью среди онлайн-публики.

Ирония заключается в том, что изначально хаус и был лоу-фай музыкой. К примеру, один из отцов-основателей хауса Фрэнки Наклз (Frankie Knuckles) записывал свои первые диджейские наработки на кассеты. Помимо этого, стиль лоу-фай уже давно ни для кого не в новинку – вспомнить хотя бы типичный инди-рок середины 90-ых, в большинстве своём записанный на дешевый четырехдорожечный магнитофон TEAC. Это служило альтернативой лощёному звучанию популярных рок-хитов того периода.

Следуя той же философии, лоу-фай хаус характеризуется аляповатостью в противовес мейнстримной вычурности – грязным звучанием в противовес чистому. И несмотря на то, что на данном стиле специализируется несколько известных заведений – в частности, лондонский клуб Corsica Studious, являющийся постоянным местом проведения техно-хаус вечеринок «Find Me in the Dark» под руководством главы лейбла Lobster Theremin Джимми Асквита (Jimmy Asquith) – по большей части лоу-фай хаус остаётся исключительно интернет-феноменом. Его почитатели часто являются подписчиками Facebook-сообщества Strictly Lo-Fi, а также различных тематических плейлистов на YouTube и SoundCloud. Об их количестве можно судить по просмотрам одного из определяющих танцевальных треков 2016 года – DJ Boring «Winona». Лоу-фай хаус оде посвященной актрисе Вайноне Райдер (Winona Ryder). В треке используются фрагменты из интервью Райдер британскому ведущему Терри Уогану (Terry Wogan) записанного в 1991 году. Видео со статичным кадром актрисы, взятого из данного интервью, стало вирусным буквально в считанные месяцы.

«Вероятно, это подсознательная реакция на повсеместно высокое качество аудио, которое окружает нас в повседневной жизни, и которого придерживается практически каждый современный исполнитель в своём стремлении к идеальному звучанию, – заявил в августе прошлого года Ross From Friends, один из ключевых представителей жанра лоу-фай хаус. – В таких условиях, желание записывать музыку дедовскими аналоговыми методами с частотой звука не более 10,000 герц кажется мне вполне естественным. Как результат, у меня выработалась безотчетная любовь к олдскульному, истертому и сжатому звучанию. Оно не лишено души». К слову, сжатие сыграло большую роль в становлении лоу-фай хауса как веб-феномена. В большинстве случаев, треки в этом стиле предназначены для прослушивания через наушники, а не посредством мощных аудиосистем. В качестве примера, мы собрали восемь наиболее показательных образчиков подобного звучания.

Ross-From-Friends

Ross From Friends, «(Talk to Me) You’ll Understand»

Лоу-фай хаус – довольно противоречивый и самоиронизирующий стиль, в частности, из-за псевдонимов его наиболее видных представителей. Чего стоят только Ross From Friends («Росс из «Друзей») и DJ Seinfeld («Диджей Сайнфилд»), позаимствованные из американских ситкомов. Но в то время как подобные псевдонимы являются скорее чем-то вроде междусобойной шутки, музыка этих исполнителей источает ощутимо теплое свечение, сопротивляться очарованию которого попросту невозможно. В частности, упоминания стоит трек «(Talk to Me) You’ll Understand», продажи которого на Bandcamp превысили все мыслимые ожидания. Впрочем, это неудивительно – мелодии, кружащиеся вокруг повторяющегося тоскливого напева фразы, вынесенной в название композиции, интригуют, завораживают и мгновенно западают в душу. Идеальный вариант начала знакомства со стилем для всех любителей EDM, ищущих большей глубины звучания.

DJ-Seinfeld

DJ Seinfeld, «Season 1» EP

Выпуску этого релиза в конце ноября 2016-ого предшествовал целый год споров между членами EDM-тусовки касательно его спорного стиля. В этом свете, пресс-релиз DJ Seinfeld к этому пятитрековому EP выглядит как провокация. «Я записал все композиции за один день. Это произошло где-то в начале прошлой весны, когда от меня ушла моя первая девушка, – пишет музыкант из Барселоны. – После сжатия треков, я удалил их оригинальные копии. В дальнейшем я не хочу допускать в своей жизни полумер и компромиссов, как Крамер из «Сайнфилда». *неспешные аплодисменты* Перемигивающиеся синтезаторные мелодии в треках “Jerry” и “I’ll Always Pick U Up” помещают слушателя в атмосферу полумрака подвального клубного помещения, в то время как биты тревожно бьют свой набат, словно часы, оповещающие о наступлении ведьминого часа.

Grant

Grant, «Cranks»

Но не каждый исполнитель лоу-фай хауса от лейбла Lobster Theremin ностальгирует по ситкомам 90-ых – некоторые устремляют свой взгляд ещё дальше в прошлое. К ним относится лос-анджелесский электронный музыкант Grant, основатель лейбла The Lauren Bacall. «Эпоха 40-ых и 50-ых всегда завораживала меня, – рассказал он в интервью для Inverted Audio в 2015 году. – В частности, глубина и многогранность её эстетики». Вместе с тем, в музыке Grant четко прослеживается и влияние 90-ых. Его второй альбом «Cranks» строится на ламповых синтезаторных струнных и чередующихся мелодиях, которыми характеризуется хаус позапрошлой декады. Уж не говоря о женском бэк-вокале в композициях “Around the Edge” и “Contemporate Reality” (в последнем треке вокал взят из Masters at Work feat. India «I Can’t Get No Sleep»).

Mall-Grab

Mall Grab, «Sun Ra» EP

«Спускаемся в подземелье, верно?» – вторит семпл «Down», вступительного трека EP «Sun Ra» от австралийского самородка Джордона Александра (Jordon Alexander). Для этого 22-летнего музыканта, более известного под псевдонимом Mall Grab, 2016 год прошел невероятно плодотворно. Практически все его работы за этот период пользовались спросом на танцевальных площадках по всему миру – от неофициального ремикса на трек Kanye West’s “Father Stretch My Hands” до эйфорического “I Just Wanna” (12-дюймовый виниловый тираж которого – наряду с физическими релизами каждого из треков, упомянутых в этом списке – разошелся в мгновение ока). Однако, после выхода «Sun Ra» в апреле прошлого года, самой хитовой работой Mall Grab стал трек «Can’t». Причиной этому стал проникновенный женский вокал («Телефонные разговоры/Не могу выбросить тебя из головы»), а также неуловимое ощущение того, что звучание трека выходит за пределы слышимости человеческого слуха.

Florian-Kupfer2

Florian Kupfer, «Lifetrax» EP

В то время как Lobster Theremin по факту является передовым лейблом жанра, ньюйоркцы из L.I.E.S. (Long Island Electrical Systems) выполняют роль связующего звена между эстетикой, характерной для раннего хауса, и его современными веяниями. Выцветший и мрачный, но вместе с тем сохраняющий проблеск надежды EP «Lifetrax» за авторством немецкого музыканта Флориана Купфера выдержан в ритме пульсации кроваво-красных клубных стробоскопов. Впоследствии, скулящий, гнусавый и надломленный вокальный хук би-сайда под названием «Feelin» был использован Ross From Friends в его миксе от февраля 2015 года, составленном для еженедельного радио-шоу «Solid Steel», проводимого лейблом Ninja Tune.

Patricia

Patricia, «Body Issues»

Ни для кого не секрет, что со стилем лоу-фай напрямую связан кассетный формат. И Opal Tapes, будучи чисто кассетным лейблом, демонстрирует наиболее рафинированный вкус (в противовес наиболее сырому звучанию) среди себе подобных. “Я без ума от естественных звуковых эффектов кассетной пленки, – поделился глава лейбла Стивен Бишоп (Stephen Bishop). “В частности, пленка урезает высокие частоты, тем самым стирая с музыки ненужный лоск и обнажая самую её суть”. Состоящий из семи композиций альбом Patricia «Body Issues» является идеальным образчиком подобной философии. Приятно тягучие треки “Four Fingered” и “Plural” вызывают желание погрузиться в них с головой и никогда не выныривать обратно.

TRP---Saturday-Morning

TRP, «Saturday Morning» EP

В отличие от многих коллег по лейблу Lobster Theremin, прячущихся за псевдонимами с тем посылом, что, мол, «главное – это музыка, чувааак», Дэвид Вилленбергер (David Willenberger) не скрывает, что именно его туманная персона стоит за туманными треками от TRP. Его четырехтрековый EP, выпущенный в августе 2016 многообещающим лейблом Shall Not Fade (на котором также выпускался вышеупомянутый Mall Grab), является причудливым сочетанием даб-техно в духе лейблов Modern Love или Basic Channel и сырых семплов, словно нарезанных начинающим музыкантом из треков на YouTube. Но небольшие жемчужины наподобие апатичного «Stash» формируют в сознании слушателя мимолетные завораживающие образы, которые появляются ниоткуда и исчезают в никуда.

Contours,-Loose-Wood-EP

Contours, Loose Wood EP

Contours служит псевдонимом бывшему ударнику и нынешнему самостоятельному исполнителю Тому Бурфорду (Tom Burford). В этом свете неудивительно, что релиз перенасыщен перкуссией. Вступительный трек «Hands and Feet Dancing» встречает слушателя ледяными клавишными и нотками латиноамериканского джаза. В последующей композиции «Quarkabeb» можно услышать россыпи цимбал. А титульный трек, по сути, является джемом на бразильские мотивы с использованием тамбуринов и ручных барабанов. Но причислить EP к лоу-фай хаусу позволяет финальный трек «Loose Wood», записанный при участии Ross From Friends. Гостевое участие последнего углубляет звучание клавишной басовой линии и ударных Бурфорда, придавая им атмосферности. Благодаря этому, уникальный релиз проводит прямую линию между афро-латиноамериканскими корнями хауса и его современной интернет-разновидностью.