Ноябрь близится к концу, а это значит, что и музыкальное изобилие потихоньку сходит на нет. Но меломанам не стоит отчаиваться: редакция Underrated готовит для вас ещё несколько приятных подарков под занавес 2022-го. Скрасить их ожидание поможет наша традиционная подборка: на этой неделе Fievel Is Glauque женят хаос и мелодичность, Waajeed выводит танцы и джаз родного Детройта на диалог, а Гайе Су Акьол изучает прошлое Турции, чтобы найти ответы на вопросы её будущего.
Fievel Is Glauque – Flaming Swords
Немногие управляются с композиционным хаосом так же успешно, как интернациональная команда Fievel Is Glauque. “Flaming Swords” – стремительная (треки лишь изредка переваливают за двухминутную отметку), технически сложная, но не заумная пластинка, будто бы изъятая с самой далёкой полки любимого винилового магазина. Фри-джазовое и роковое начало здесь едины: представьте себе Stereolab со сдвигом в полиритмию и ещё больший DIY, или Hiatus Kaiyote, сменивших любимый соул на фьюжн. Отличный выбор для скучающих оптимистов и любителей сюрпризов.
Noémi Büchi — Matter
Восторгаясь композиционными методами позднего романтизма и академической музыки прошлого столетия, швейцарка Ноэми Бюхи адаптирует, деконструирует и расширяет идеи Стравинского и Лигети. Её полноформатный дебют “Matter” – образец симфонического максимализма; впрочем, тон LP диктует не академическое начало, а электроника. Синглы вроде “Measuring All Possibilities” явно дают понять: Aphex Twin не меньше занимает ум Ноэми, чем более классические ориентиры. Также артистка поглощена темой физических манипуляций с четвёртым измерением — временем: на “Matter” его гладкая ткань сворачивается словно мятый лист бумаги, обретая телесность.
Gaye Su Akyol – Anadolu Ejderi
Чтобы по-настоящему понять Гайе Су Акьол, как и в случае с близкой по духу Liraz придётся преодолевать языковой барьер. Аранжировки LP преимущественно полны жизни и оптимизма — здесь свои условия диктуют наследие анатолийской эстрады, психоделия, диско и фолк (никогда прежде певица не работала с традиционными инструментами столь активно). Но “Anadolu Ejderi” разворачивается на 180 градусов, стоит только вчитаться в лирику. В течение 11 песен Акьол ныряет с головой в турецкую историю, пытаясь понять, где и почему её страна свернула не туда, оказавшись на гребне политического и экономического кризиса.
Marker Starling – Diamond Violence
Работая в том же идейном поле, что Николас Кргович и Джозеф Шабасон, Marker Starling (в миру Крис Каммингс) очаровывает своим усталым грувом. Теоретически “Diamond Violence” могла бы быть ликующей, но её создатель явно предпочитает пастельные полутона неоновым вывескам. Пластинка восходит корнями к яхт-року рубежа 80-х, и при этом ощущается как инди-поп для бездельников из середины 10-х. Вопреки названию, насилия вы тут не встретите, зато комфорта и иронии у Каммингса хватит на всех.
Waajeed – Memoirs of Hi-Tech Jazz
Город моторов уже не первое десятилетие в упадке, но его творческие обитатели всё такие же смелые и эффектные. Задача запечатлеть дух родного Детройта, а также борьбы, которая начинается в головах, продолжается в гетто и заканчивается на улицах по всему миру, определила направление новой пластинки Waajeed. “Memoirs of Hi-Tech Jazz” соединяет две творческие ветви бывшей автостолицы, джаз и хаус, на выходе получая возвышенный, но импульсивный звук. Не желая подчиниться депрессивной реальности, Waajeed призывает жить по-настоящему, пока вокруг не сомкнулось ещё одно кольцо оцепления.
Mylène Farmer — L’Emprise
Да, в наших дайджестах неожиданно видеть фигуру настолько знаменитую и признанную, как француженка Милен Фармер, но и сама артистка столь успешно не пыталась отклониться от проторенной дороги последние лет 20. “L’emprise” наглухо лишена громких хитов, зато здесь хватает симфонических баллад и нежности. Любопытен продюсерский состав, привлечённый Милен: тут есть и старый друг Моби, и загадочные Archive, и поп-монументальный Woodkid, на счету которого аж 7 аранжировок. Разменяв шестой (!) десяток, Фармер предстаёт перед публикой в хрупком, эмпатическом виде, за время альбома обрастая защитным панцирем.
Vanessa Wagner – Mirrored
Французская пианистка-виртуоз Ванесса Вагнер делится коллекцией своих любимых шедевров минимализма. В “Mirrored” собраны работы Филиппа Гласса, Moondog (который одно время даже был наставником артистки), Рюити Сакамото, Нико Мули, Лео Ферре и других её фаворитов. Великолепны не только кураторские способности Ванессы, но и её интерпретационный талант: технически сложный Этюд №4 того же Гласса в руках Вагнер обретает редкую лёгкость. Когда же настаёт время более сдержанной и медитативной игры, она с почтением относится к каждой ноте.
Ingredient – Ingredient
Дебют канадцев Ingredient — блуждающий софисти-поп для томных интеллигентов. Идейное содержание LP стало результатом затяжных бесед, изучения сложных эко-теоретических концепций и дзэнских коанов, а также подсознательной тяги к свету. Сочетание из синтипопа 80-х, R&B и хауса, словно лет 40 назад выпавшее из музыкальной хронологии, на удивление хорошо соответствует нарративу. Ingredient стирают с любимых жанров винтажную пыль, звуча совершенно вне своей эпохи, но в полной гармонии с собой.