Генеалогическое древо Vaporwave: от Eccojams до Hardvapour

Генеалогическое древо Vaporwave: от Eccojams до Hardvapour

Считается, что vaporwave – не просто жанр, а, скорее, подход и отношение к созданию музыки и явлениям популярной культуры в целом. Зачастую вапорвейв ассоциируется с рядом характерных звуковых элементов и стилизаций звучания – в частности, с замедленным темпом и мотивами т. н. лаунжевого «музака» периода 80-ых и 90-ых – однако, также неотъемлемой частью жанра является осознанный и критический подход к исходному музыкальному материалу. Вапорвейв доконструирует и переосмысливает источник своего вдохновения, осовременивая его путем вкрапления скрытых социальных подтекстов.

Жанрово vaporwave довольно быстро расщепился на различные «школы» и течения, популярность которых длилась ровно до тех пор, пока на замену им не приходили более новомодные веяния. То, что зародилось в начале 2010-ых как беспретенциозный розыгрыш, сегодня стало полностью оперившимся и самодостаточным жанром. И несмотря на заявления в духе «вапорвейв мертв», звучащие от музыкантов и критиков, всё новые течения, в духе mallsoft или vaportrap, продолжают произрастать на якобы подгнивающем каркасе жанра и по сей день. И чтобы слушатели не затерялись в затейливой и непрестанно расширяющейся терминологии vaporwave, мы составили список из десяти его ключевых поджанров.

Eccojams

Eccojams – практически единственный современный поджанр, который более-менее похож на то, что вапорвейв представлял из себя на заре становления. В своё время он сформировал некий иконический образец звучания, руководствуясь которым сотни вапорвейв-музыкантов научились трансформировать забытые поп-культурные артефакты в полноценный способ самовыражения.  Фундаментом для него послужил канонический альбом 2010 года «Chuck Person’s Eccojams Vol. 1» авторства Даниила Лопатина aka Oneohtrix Point Never. По словам Лопатина, производство альбома заключалось лишь в зацикливании некоторых фрагментов понравившейся ему музыки, последующем их замедлении и накладывании эффектов эхо. Таким образом он хотел выразить своё желание слушать только отдельные элементы использованной им популярной музыки, при этом избавив её от всего остального.

Альбом был записан в качестве упражнения в пландерфонике, но в скором времени он породил всю современную методологию и философию жанра. В дальнейшем многие музыканты, наподобие Vektroid или Mediafired, позаимствовали этот принцип, применив его к другим трекам, звуковым эффектам и стилям. Им удалось подтвердить на практике, что подобный подход имеет широкое применение, и его действенность не является единичным случаем. Причем, это дало музыкантам вроде Darksleep и 회사AUTO не только возможность создавать новую музыку на основе старой, но и давать новую жизнь исходному материалу. Учитывая все внесенные в них изменения, кажется, будто треки Cyndi Lauper «Time After Time» и Mr Mister «Broken Wings» были подвергнуты музыкантами неким скрупулезным лабораторным опытам и исследованиям. Они одновременно высмеивались, восхвалялись и отвергались – и подобный подход поспособствовал становлению вапорвейва как поп-культурного течения, критикующего саму поп-культуру.

Utopian Virtual

Отправной точкой для utopian virtual послужил фундаментальный альбом Джеймса Ферраро «Far Side Virtual» 2011 года выпуска. В отличие от одурманивающего эхо eccojams, этот поджанр характеризуется скрипуче-чистой четкостью звучания. И, что немаловажно, он стал первым стилем, в котором широкое применение получили звуковые эффекты родом из начала компьютерной эры. К примеру, загрузочные темы Windows 95 или Skype.

При сочетании вместе, эти составляющие вызывают в воображении образы идеалистического, оптимистического видения будущего, характерного для кратковременного периода истории после окончания Холодной войны. Этот оптимизм был быстро сведен на нет экономическими кризами, терроризмом и локальными войнами, что придает альбомам “GooglePlex Bionetwork” и “VIRTUAL UTOPIA EXPERIENCE” ощущение смутного беспокойства, несмотря на вдохновляющий посыл и звучание. Их насыщенная инструментовка и нью-эйджевый футуризм излучают спокойствие, которое меркнет в тени неясной тревоги, нависшей над миром. Эти альбомы, наряду с другими ключевыми работами жанра – «Home™» и «ATMOSPHERES 第1» – целиком и полностью погружают в свою атмосферу. Но при их прослушивании где-то на кромке сознания маячит понимание, что они словно обещают хорошую концовку для сюжетной линии, которая уже давным-давно подошла к своему трагическому финалу.

Mallsoft


Логическим продолжением идей utopian virtual стал mallsoft, поджанр, который заимствует типичный вапорвейвовый лейтмотив потребительской отчужденности и использует его в качестве тематической основы для эфемерного эмбиента, воображаемым местом действия которого служит пустой пригородный торговый центр. Помимо включения элементов бодрого музака и utopian virtual, классические mallsoft-работы вроде “Vacant Places” или “Yes! We’re Open” обычно характеризуются ощущением безмятежного и немного вялого настроения, охватывающего человека при прогулке с товарной тележкой меж рядов полок супермаркета. Мелодии и последовательности аккордов здесь отходят на второй план, а в классическом 猫 シ Corp. “Palm Mall” и вовсе полностью уступают шумам окружения, записанным в настоящих торговых комплексах.

Однако, mallsoft не был бы вапорвейвом, если бы его концепция ограничивалась лишь воспроизведением ощущений гипнотического и бесцельного брожения по магазинам. Целью этих пространных, психоделических и перегруженных эхом семплов – как в “Hologram Plaza” – является попытка показать, что «торговый центр» давно перестал быть каким-то конкретным местом. Скорее, это некое состояние ума и сознания, сквозь призму которого мы проживаем наши жизни.

Future Funk


Наряду с пространным самокритичным звучанием mallsoft, поджанр future funk также стремится к погружению в темы самозабвенного гедонизма и излишеств. Однако, гедонизм в альбомах Saint Pepsi «Hit Vibes»» или bl00dwave «Distance» больше основан на ностальгии по прошлому, нежели на построении образов будущего, в котором ответом на все нужды человечества стал консюмеризм. В силу этого, термин future funk является довольно ироничным, так как деятели данного поджанра, наподобие Yung Bae, в основном обращаются к семплам диско и соула 70-ых, даже не пытаясь воспроизводить некое «современное» звучание. Некоторые альбомы – HOME «Odyssey», например – стремятся звучать более прогрессивно, однако по большей части поджанр с головой погружен в греющую душу эскапистскую ретроманию, которая навеки обратила его в соляной столб, навеки застывший в попытке оглянуться на прошлое.

Post-Internet


Также известный как «гипногогический дрифт», post-internet является ответвлением вапорвейва, основывающимся на компьютеризированных абстракциях и футуристическом, отчасти дистопическом звучании. Как и в случае с mallsoft, его фактура состоит из полубессознательного эмбиента. Но тематически post-internet сфокусирован не на проблеме консюмеризма, а на все большем влиянии цифровых технологий на наши жизни. Наиболее явственно это прослеживается в работах 骨架的 «Holograms» и Infinity Frequencies «Computer Death», в которых холодные синты и реверберирующие звуковые эффекты из научной фантастики создают образ обезличенного и подспудно враждебного строя общества, в котором стоимость техники превышает ценность человеческой жизни. Используя подобный социальный контекст, другие видные альбомы поджанра “A Heart Full of Love” и “油尖旺 DISTRICT” развивают тему того, что в наши дни интернет и цифровые медиа стали не только инструментом для развлечения и коммуникации, но и заменили собой саму сущность людей, составляющую их личности.

Late-nite Lo-fi


Отчасти разделяя ощущение обезличенности эпохи пост-интернета, Late-nite Lo-fi инкорпорирует легкий джаз и поп-музыку 80-ых, сплетая их в атмосферу одиноких ночей, проводимых в гостиничном баре. От приторно-сладкого luxury elite «moods» до одноименного EP MIDNIGHT TELEVISION, стиль находит свое выражение в жизнерадостных фанковых гитарах, слэповых электро-басах и обильном количестве синтезированных струнных инструментов и саксофонов. В то время как некоторые альбомы поджанра, вроде Local News «Channel 8» или VECTOR GRAPHICS «MIDNIGHT LOVE», могут приближаться в звучании к телевизионным заглавным темам родом из ранних 90-ых, они все же сохраняют отличительную фактурность лоу-фая, придающую им глубину и атмосферность, на которую те не претендовали изначально. Низкое качество записи наполняет присущий джазовой инструментовке романтизм ощущением легкой тоски, отчужденности и погруженности в себя.

Vaportrap

Vaportrap это ещё одно ответвление vaporwave, которое имеет все основания претендовать на звание обособленного жанра. Впервые пустивший ростки в альбоме 2012 года «Blank Banshee 0», стиль стал узнаваем по совмещению характерного для вапорвейва семплинга и сложных трэповых битов и синтов. Конечно, некоторые сомневались, можно ли переисполненные звучанием драм-машины работы в духе Vaperror «Mana Pool» или サイバー 98 «Computer Dreams» назвать вапорвейвом, однако сочащаяся из этих альбомов цифровая эстетика надежно закрепляет за ними место в рамках жанра. Их разреженный, воздушный звук и навязчивое злоупотребление отсылками к популярной и компьютерной культурам вновь наводят на мысль о том, что человеческая цивилизация теряет свою сущность в виртуальном мире, созданном её собственными технологиями, и что все поступки, мысли и действия людей являются лишь убедительной виртуальной симуляцией.

Broken Transmission


Также порой называемый «signalwave», broken transmission является наиболее сырым и бескомпромиссным поджанром vaporwave. И причиной тому не агрессивный характер его ключевых альбомов, вроде Fuji Grid TV EX или OASYS✓✓✓☞❐計算 ソフトウェア & Hi-Fi, но, в первую очередь, метод создания подобной музыки. Он заключается в накладывании аудиодорожек полузабытых радиопередач и телешоу одна на другую. Соединяя таким образом записи старых японских и американских трансляций, такие лонгплеи, как “▣世界から解放され▣” и “Dream Sequins®”, создают аудиоколлажи, призванные имитировать ощущения человека, проводящего вечер за бездумным переключением каналов. Композиции в этих альбомах тоже будто бы переключаются с одного фрагмента поп-культуры на другой, перегружая слушателя ненужной информацией и вызывая чувство дезориентации и бесцельности подобного времяпрепровождения. Как и в mallsoft, подобный подход является критикой консюмеризма, предлагающего удобства и дорогостоящие услуги взамен цели жизни и смысла существования.

Vapornoise


Будучи ответвлением от broken transmission, vapornoise отличается тяжеловесным методом обработки исходного материала. В жанрообразующих альбомах “Y. 2089” и “Virtual Paradise”, этот материал подвергается куда большим деформациям и перекомпоновке, чем в каком-либо другом поджанре vaporwave. Vapornoise безжалостно атакует сознание слушателя взрывами белого шума, часто вставляемых между музыкальными куплетами, припевами и звуковыми нарезками. Так, в «Eulogy» от Employee#6817 отточенные лупы семплов противопоставляются строительным и механическим шумовым эффектам. А в “私はライトゼロを感じている” ненавязчивые поп-хиты предаются звуковым пыткам до их полного разрушения. Подобный подход стоит воспринимать как одобряемое вапорвейвом низложение ценностей материализма. Это нарисованная крупными мазками картина губительного вреда, который он наносит нам без нашего ведома.

Hardvapour


Когда речь заходит о самоиронии вапорвейва, никакой другой поджанр не говорит о ней с той открытостью, с какой это делает hardvapour. Hardvapour возник чуть более года назад и взял начало в альбомах wosX “End Of World Rave” и Sandtimer “Vaporwave is Dead”, громко заявивших о несостоятельности и саморазрушительности сути вапорвейва. Взяв на вооружение хардкорные биты, придавшие поджанру элементы звучания габбер-техно, эти работы заложили основы оппозиционного музыкального течения, к которому позднее примкнули DJ ALINA с альбомом “MANIAX” и KLOUKLOUN с “WELCOME TO PRIPYAT, PART 2″.

Некоторые критики считают, что подобная агрессивная клубная музыка едва ли подпадает под критерии вапорвейва. Однако, она определенно следует философии и эстетике жанра, подвергая образы восточно-европейских культур характерному для vaporwave сатирическому и даже непочтительному переосмыслению. Впрочем, как недавно заявил wosX, использование им в творчестве украинской и российской иконографии не призвано высмеивать ценности других народов. Напротив, недавние знаковые hardvapour-альбомы вроде “TЯAИZ” ставят своей целью положить конец «бесцельной сатире» жанра. И взамен побега в страну самоутешительных фантазий, революционный поджанр предлагает перенести тематическую направленность vaporwave на реальный мир.