Для одних музыкантов вхождение в роль является лишь небольшим развлечением и способом эпатировать публику, в то время как для других сценический образ становится неотъемлемой частью творчества и собственного «я».
Концепция сценического образа уходит корнями в седую древность, но вместе с тем современные музыканты умудряются находить все новые способы внедрять её в свои живые концерты. 12 вошедших в этот список исполнителей имеют мало общего в музыкальном плане. Тем не менее, все они являются наглядным примером того, насколько можно расширить свой инструментарий способов самовыражения, просто надев маску.
Goat
Для шведской психоделической фолк-группы Goat костюмы являются частью легенды, согласно которой участники коллектива происходят из небольшого городка Корпиломболо, служащего базой для местного культа. Их замысловатые и цепляющие взгляд сценические костюмы и маски не принадлежат к какой-либо конкретной культуре. И не случайно – это вполне соответствует характеру их творчества, берущего свое начало в этнической музыке многих народов по всему миру.
Jackie Lynn
Когда Хейли Фор из Circuit des Yeux надевает свой белый пиджак, респираторную маску и красную ковбойскую шляпу, они не примеряет на себя образ Джеки Линн – она становится ею, воплощая собой идеальный пример того, как костюм сам по себе может формировать персонажа. Персонаж Фор – кантри-певица и, судя по всему, торговец кокаином с внеземным голосом. Но именно приверженность исполнительницы своему сценическому образу придает Линн черт настоящей личности.
Fiend Without a Face
Участник Mastodon Брент Хиндс никогда не отличался серьёзным отношением к своей карьере. Но в своей серфабилли группе Fiend Without a Face он достиг совершенного нового уровня уморительности. Участники трио выходят на сцену с чулками на голове, в фесках и супергеройских плащах. В целом, похоже на костюм для вечеринки в канун Хэллоуина, наспех подготовленном за час до выхода. Но это соответствует общему шутливому тону творчества группы.
Prince Rama
Сестры Тарака и Нимаи Ларсон играют слегка психоделический поп с налетом нью-эйджа, но главная особенность Prince Rama заключается именно в подаче своего материала. По прошествии лет их образы претерпели множество изменений. Сейчас сестринский дуэт остановился на стиле в духе глэм-метала 80-ых, что немного придает им сходства с типичными злодеями из «Могучих Рейнджеров».
Prince Metropolis Known
Рэпера из Бронкса Prince Metropolis Known на сцену привел сам Slick Rick, благодаря чему стал связующим звеном между современным нью-йоркским андерграундом и олдскульным хип-хопом. Надевая пышную львиную гриву на время выступлений, он делает безапелляционное утверждение: «Я здесь король». И подтверждает это своей музыкой.
BiS Kaidan
Проект BiS Kaidan представляет собой гремучую смесь из J-pop идол-группы BiS и ветеранов нойза Hijokaidan. Конечный результат во многом напоминает творчество другой экспериментальной идол-группы Babymetal. Но в отличие от так называемого «кавай-метала», BiS Kaidan отошли от типичной японской «няшности» в сторону типичных японских страшилок: участницы группы выходят на сцену в школьной форме с кровавыми пятнами и бутафорскими внутренностями.
Buckethead
Для многих Buckethead известен по совместным живым выступлениям с Эксл Роузом в конце нулевых. Но посвященные знают его как виртуозного соло-гитариста, невероятная дискография которого состоит из 264 полноформатных альбомов, жанрово варьирующихся от джаза до фанка, от метала и до эмбиента. И каждый из них был записан с ведром Kentucky Fried Chicken на голове.
Nobunny
Подобно многим своим современникам, сольный проект Nobunny черпает вдохновение из школы гаражного лоу-фай рока в духе Тая Сигалла и Джея Ритарда. Но именно выступления с маской белого кролика помогли создать ему локальный культ личности и выделиться среди массы подобных себе. Его образ можно описать так: нечто вроде подвыпившего аниматора в костюме Пасхального Зайца, который подменяет своего взявшего отгул коллегу.
Saran Man
Нью-йоркский нойз-индустриальщик Saran Man выступает в донельзя подходящему к своему псевдониму образе. Слово «Saran» стало именем нарицательным для прозрачной пищевой пленки, которой музыкант полностью оборачивает свою голову во время концертов. Танцевальный характер его музыки не позволяет с точностью сказать, его удушающий костюм имеет оттенок эротизма или же эскапизма. Но, как бы там ни было, образ получился мощный.
MF DOOM
Начав читать рэп с металлической маской на лице еще в конце 90-ых, MF DOOM (он же Дэниел Думилэй), известен не одному поколению поклонников хип-хопа, и не только уже ставшими современной классикой, альбомами Madvillain «Madvillainy» и «Operation: Doomsday», но и благодаря его бесчисленному количеству сайд проектов. King Geedorah, Metal Fingers, The Emef и другие проекты DOOM’а и по сей день остаются мостом между нерд-рэпом и нердами рэпа, а его маска одним из канонических символов андеграундного хип-хопа.
Sunn O)))
Культовой дрон-группе Sunn O))) всегда удавалось совмещать протяжное гудение гитар и поддержание ореола таинственности вокруг себя. Мантии с капюшонами делают участников группы похожими на первосвященников дисторшена, молебном которым служат получасовые рокочущие реверберации. В связи с этим, Sunn O))) рассматривают свои рясы не как сценические костюмы, а чем-то наподобие ритуального одеяния.
Portal
Литературное наследие Говарда Лавкрафта несомненно повлияло на метал больше, чем творчество какого-либо другого писателя. Но лишь у некоторых групп имеется необходимый поэтический талант и воображение, чтобы должным образом передать его прозу в своих текстах. Среди них стоит выделить Portal, и не только за инфернальный импровизационный дез-метал, но и за визуальный стиль. К примеру, последние концерты постоянно меняющий образы вокалист группы по прозвищу Хранитель выходит на сцену в черной полупрозрачной мантии с извивающимися щупальцами вместо пальцев. Ктулху Фхтагн!