Словакия провела большую часть 20 века в составе СССР, что подразумевало ограниченный доступ к западной музыке, идеям и технологиям. Затянувшаяся изоляция и повсеместное подавление прогрессивных начинаний оставили свой уникальный отпечаток на музыкальном восприятии нации, насчитывающей чуть более 5 миллионов человек.

Творческие круги в таком небольшом государстве не могут быть не тесными, и потому по мере приобретения свободы самовыражения местные музыканты продолжали поддерживать друг друга вне зависимости от качества исполняемого ими материала. С одной стороны, подобное единство – это именно то, что позволит словацкой электронной сцене заявить о себе миру. С другой – склонность «вариться в собственном соку» далеко не всегда способствует творческому развитию.

Словацкая электронная сцена пестрит молодыми продюсерами и музыкантами, выпускающими весьма многообещающие релизы. Некоторые из них издаются независимо, другие – на небольших местных лейблах, и лишь единицам удается достучаться до крупных иностранных издательств. Но после долгих десятилетий государственной цензуры, музыканты Словакии больше не боятся выражать свое виденье мира посредством целого спектра жанров – от прямолинейного баса до вычурной электроакустики. Словацкая электронная сцена переживает последние минуты перед рассветом, и нижеперечисленные музыканты являются первыми его лучами.

Casi Cada Minuto

Релизу дебютного LP Славо Германа (Slavo Herman) под названием «In White Rooms» предшествовало многомесячное сведение звука. Именно по этой причине альбом Casi Cada Minuto, вышедший в 2012, сегодня звучит так, словно он вышел вчера. Ему характерны никогда не выходящие из моды туманные реверберации, уходящие в бесконечность лупы и полностью погружающие в себя фоновые текстуры.

«Я до сих пор крайне доволен своей работой над «In White Rooms», — позднее вспомнит Герман. «Для меня этот альбом служит живым доказательством того, что полноформатный, целостный, мощный и атмосферный релиз может издать даже музыкант, не имеющий ни опыта, ни профильного образования. Тогда я не брал во внимание законы и правила создания музыки, руководствуясь чистыми инстинктами и незамутненной интуицией». Основным техническим приемом, использованным Славо во время работы над пластинкой, стало растягивание семплов до их полной неузнаваемости. Их музыкант использовал в качестве холста для создания будущих треков, пользуясь в своих экспериментах исключительно методом проб и ошибок.

Pjoni

Музыкальная карьера провела электронного музыканта и виолончелиста Джонатана Пастирчака (Jonatan Pastircak) – или просто Pjoni – из Словакии в Лондон и обратно. Его последний релиз «Liminal Zones», вышедший на лейбле Proto Sites, стал новым витком в развитии звучания молодого уроженца Братиславы. «Альбом вышел радикально непохожим на мои прошлые работы. Находясь на грани авангарда, он абсолютно лишен каких-либо эмоций и имеет максимально абстрактную форму», — заявляет Джонатан. Совмещая в себе элементы электроники и акустики, «Liminal Zones» посвящен исследованию возможностей взаимодействия двух различных источников звука. Во время своих экспериментов Pjoni нередко пытается запутать слушателя, маскируя электронику под акустику и наоборот. Затем виолончель и синтезаторы сливаются воедино, и расцепить их бесстрастный поцелуй может лишь неутомимый ритм битов. Большая часть работы над альбомом была проделана во время пребывания Джонатана в Лондоне. Помимо этого, вдохновением для него послужила работа над аудиовизуальным проектом, разработанным Pjoni совместно с художником Jan Sicko.

Последние годы прошли для Пастирчака весьма продуктивно: начиная с дебюта в 2011 году, он выпустил 6 релизов на лейбле Exitab. А недавняя серия электроакустических арт-концертов делает его одним из ключевых представителей современной сцены Словакии. С виолончелью в руках и ноутбуком на столе, Pjoni не планирует сбавлять оборотов и будет очаровывать нас и в дальнейшем.

Tante Elze

Tante Elze пишет тонкую и чувственную музыку, соответствующую её тонкой и чувственной натуре. Одним из основных музыкантов, повлиявших на её творчество, она называет певца-исполнителя Яна Болеслава Кладиво (Jan Boleslav Kladivo). Хоть и не получивший должного признания среди местной публики, Кладиво стал одним из пионеров авторской музыки Словакии, ещё в 1990 году начав вкраплять в свои композиции элементы электроники. С целью сформировать собственный неповторимый стиль, Elze досконально изучила все сохранившиеся записи музыканта и тексты его песен. «Словацкий язык преисполнен двусмысленностями и переводимой игрой слов, и зачастую может многое рассказать о своем носителе», — позже напишет она. «Тексты словацких исполнителей нередко содержат в себе пронзительно-странные вещи, которые затем служат основой для моих треков».

Дебютный EP певицы отслеживает её первые шаги на авторском поприще, хронологически совпавшие с не самым простым периодом в её жизни. По словам Tante Elze, её будущий полноформатный альбом совместит в себе «пропитанную любовными мотивами лирику с более шероховатой и агрессивной электроникой».

FVLCRVM

Pišta – единственного участника FVLCRVM – можно по праву назвать универсальным человеком. Он не только общепризнанно талантливый электронный музыкант, но и довольно успешный графический дизайнер и художник. В связи с этим, его последний EP «Slipstream» создает в воображении визуальный образ утреннего футуристического мегаполиса, состоящего из спящих стеклянных зданий и пустынных, подернутых туманом дорог. Воцарившуюся тишину нарушает лишь далекий рев турбин реактивного самолета. Образ самолета кочует из релиза в релиз исполнителя, подобно авторской подписи. С его помощью FVLCRVM стремится сделать свои работы узнаваемыми, но вместе с тем различными по содержанию. И ему это удается, выпуская на лейблах Never Slept и Gergaz альбомы, жанрово варьирующиеся от футворка до баса, от хип-хопа до фьючер-соула.

Fallgrapp

Вдохновителем и основателем Fallgrap является Юреш Лишка (Jureš Líška) – музыкант и продюсер, знающий о народной словацкой музыке не понаслышке. «Кто-то называет себя рокерами, а вот я — фольклорист», — как-то заявил он. В дебютном LP Fallgrapp можно услышать мотивы, отдаленно похожие на народные, но они возникли непреднамеренно. «Мы не стремились переработать фолковые элементы с целью превратить их в нечто более современное. Напротив, мы хотели написать современную музыку, при этом не лишенную местного колорита, который у нас в крови и которого невозможно избежать в творчестве».

Fallgrap нередко сравнивают с Bonobo, и не зря. Изначально проект создавался как сольный, но затем дополнился ударником, гитаристами и струнной секцией. Как результат, присущая группе ритмика даунтемпо обогащается орнаментом из словацкого фолка, на выходе образуя не имеющий аналогов микс из традиций и современности.

Theydon Boys


Theydon Boys – это псевдоним ещё одного лондонского музыканта из Словакии, стиль которого находится на грани между электроникой и акустикой. Theydon Boys, будучи неравнодушным к творчеству Николаса Джаара и Джона Фрусчанте, пишет проникнутые эмоциями песни, говорящие на языке синтезаторов и фолковых инструментов.

Пока что в его послужном списке значится всего один релиз, которого, впрочем, уже достаточно, чтобы начинать судить о таланте музыканта. Гипнотические, наслаивающиеся вокальные семплы вторят неторопливым трип-хоп битам, в то время как лейтмотивом через композиции проходят соло на акустической гитаре. Сам Theydon Boys называет это «экспериментами с личным пространством». «Мне преднамеренно хотелось написать вгоняющий в тоску релиз, так как все, что крутят по BBC Radio 1, слишком оживленное и жизнерадостное. Но при этом моя музыка не полностью состоит из оттенков серого. Яркие пятна цвета проступают в ней повсюду —  нужно лишь знать, где их искать среди пронизывающего композиции запаха старых отсыревших потолочных балок».