На восточном фронте не без перемен: первые лучи новой электронной сцены Словакии

На восточном фронте не без перемен: первые лучи новой электронной сцены Словакии

Словакия провела большую часть 20 века в составе СССР, что подразумевало ограниченный доступ к западной музыке, идеям и технологиям. Затянувшаяся изоляция и повсеместное подавление прогрессивных начинаний оставили свой уникальный отпечаток на музыкальном восприятии нации, насчитывающей чуть более 5 миллионов человек.

Творческие круги в таком небольшом государстве не могут быть не тесными, и потому по мере приобретения свободы самовыражения местные музыканты продолжали поддерживать друг друга вне зависимости от качества исполняемого ими материала. С одной стороны, подобное единство – это именно то, что позволит словацкой электронной сцене заявить о себе миру. С другой – склонность «вариться в собственном соку» далеко не всегда способствует творческому развитию.

Словацкая электронная сцена пестрит молодыми продюсерами и музыкантами, выпускающими весьма многообещающие релизы. Некоторые из них издаются независимо, другие – на небольших местных лейблах, и лишь единицам удается достучаться до крупных иностранных издательств. Но после долгих десятилетий государственной цензуры, музыканты Словакии больше не боятся выражать свое виденье мира посредством целого спектра жанров – от прямолинейного баса до вычурной электроакустики. Словацкая электронная сцена переживает последние минуты перед рассветом, и нижеперечисленные музыканты являются первыми его лучами.

Casi Cada Minuto

На восточном фронте не без перемен: первые лучи новой электронной сцены Словакии 1

Релизу дебютного LP Славо Германа (Slavo Herman) под названием «In White Rooms» предшествовало многомесячное сведение звука. Именно по этой причине альбом Casi Cada Minuto, вышедший в 2012, сегодня звучит так, словно он вышел вчера. Ему характерны никогда не выходящие из моды туманные реверберации, уходящие в бесконечность лупы и полностью погружающие в себя фоновые текстуры.

«Я до сих пор крайне доволен своей работой над «In White Rooms», — позднее вспомнит Герман. «Для меня этот альбом служит живым доказательством того, что полноформатный, целостный, мощный и атмосферный релиз может издать даже музыкант, не имеющий ни опыта, ни профильного образования. Тогда я не брал во внимание законы и правила создания музыки, руководствуясь чистыми инстинктами и незамутненной интуицией». Основным техническим приемом, использованным Славо во время работы над пластинкой, стало растягивание семплов до их полной неузнаваемости. Их музыкант использовал в качестве холста для создания будущих треков, пользуясь в своих экспериментах исключительно методом проб и ошибок.

PjoniНа восточном фронте не без перемен: первые лучи новой электронной сцены Словакии 2

Музыкальная карьера провела электронного музыканта и виолончелиста Джонатана Пастирчака (Jonatan Pastircak) – или просто Pjoni – из Словакии в Лондон и обратно. Его последний релиз «Liminal Zones», вышедший на лейбле Proto Sites, стал новым витком в развитии звучания молодого уроженца Братиславы. «Альбом вышел радикально непохожим на мои прошлые работы. Находясь на грани авангарда, он абсолютно лишен каких-либо эмоций и имеет максимально абстрактную форму», — заявляет Джонатан. Совмещая в себе элементы электроники и акустики, «Liminal Zones» посвящен исследованию возможностей взаимодействия двух различных источников звука. Во время своих экспериментов Pjoni нередко пытается запутать слушателя, маскируя электронику под акустику и наоборот. Затем виолончель и синтезаторы сливаются воедино, и расцепить их бесстрастный поцелуй может лишь неутомимый ритм битов. Большая часть работы над альбомом была проделана во время пребывания Джонатана в Лондоне. Помимо этого, вдохновением для него послужила работа над аудиовизуальным проектом, разработанным Pjoni совместно с художником Jan Sicko.

Последние годы прошли для Пастирчака весьма продуктивно: начиная с дебюта в 2011 году, он выпустил 6 релизов на лейбле Exitab. А недавняя серия электроакустических арт-концертов делает его одним из ключевых представителей современной сцены Словакии. С виолончелью в руках и ноутбуком на столе, Pjoni не планирует сбавлять оборотов и будет очаровывать нас и в дальнейшем.

Tante ElzeНа восточном фронте не без перемен: первые лучи новой электронной сцены Словакии 3

Tante Elze пишет тонкую и чувственную музыку, соответствующую её тонкой и чувственной натуре. Одним из основных музыкантов, повлиявших на её творчество, она называет певца-исполнителя Яна Болеслава Кладиво (Jan Boleslav Kladivo). Хоть и не получивший должного признания среди местной публики, Кладиво стал одним из пионеров авторской музыки Словакии, ещё в 1990 году начав вкраплять в свои композиции элементы электроники. С целью сформировать собственный неповторимый стиль, Elze досконально изучила все сохранившиеся записи музыканта и тексты его песен. «Словацкий язык преисполнен двусмысленностями и переводимой игрой слов, и зачастую может многое рассказать о своем носителе», — позже напишет она. «Тексты словацких исполнителей нередко содержат в себе пронзительно-странные вещи, которые затем служат основой для моих треков».

Дебютный EP певицы отслеживает её первые шаги на авторском поприще, хронологически совпавшие с не самым простым периодом в её жизни. По словам Tante Elze, её будущий полноформатный альбом совместит в себе «пропитанную любовными мотивами лирику с более шероховатой и агрессивной электроникой».

FVLCRVMНа восточном фронте не без перемен: первые лучи новой электронной сцены Словакии 4

Pišta – единственного участника FVLCRVM – можно по праву назвать универсальным человеком. Он не только общепризнанно талантливый электронный музыкант, но и довольно успешный графический дизайнер и художник. В связи с этим, его последний EP «Slipstream» создает в воображении визуальный образ утреннего футуристического мегаполиса, состоящего из спящих стеклянных зданий и пустынных, подернутых туманом дорог. Воцарившуюся тишину нарушает лишь далекий рев турбин реактивного самолета. Образ самолета кочует из релиза в релиз исполнителя, подобно авторской подписи. С его помощью FVLCRVM стремится сделать свои работы узнаваемыми, но вместе с тем различными по содержанию. И ему это удается, выпуская на лейблах Never Slept и Gergaz альбомы, жанрово варьирующиеся от футворка до баса, от хип-хопа до фьючер-соула.

Fallgrapp

На восточном фронте не без перемен: первые лучи новой электронной сцены Словакии 5

Вдохновителем и основателем Fallgrap является Юреш Лишка (Jureš Líška) – музыкант и продюсер, знающий о народной словацкой музыке не понаслышке. «Кто-то называет себя рокерами, а вот я — фольклорист», — как-то заявил он. В дебютном LP Fallgrapp можно услышать мотивы, отдаленно похожие на народные, но они возникли непреднамеренно. «Мы не стремились переработать фолковые элементы с целью превратить их в нечто более современное. Напротив, мы хотели написать современную музыку, при этом не лишенную местного колорита, который у нас в крови и которого невозможно избежать в творчестве».

Fallgrap нередко сравнивают с Bonobo, и не зря. Изначально проект создавался как сольный, но затем дополнился ударником, гитаристами и струнной секцией. Как результат, присущая группе ритмика даунтемпо обогащается орнаментом из словацкого фолка, на выходе образуя не имеющий аналогов микс из традиций и современности.

Theydon Boys

На восточном фронте не без перемен: первые лучи новой электронной сцены Словакии 6
Theydon Boys – это псевдоним ещё одного лондонского музыканта из Словакии, стиль которого находится на грани между электроникой и акустикой. Theydon Boys, будучи неравнодушным к творчеству Николаса Джаара и Джона Фрусчанте, пишет проникнутые эмоциями песни, говорящие на языке синтезаторов и фолковых инструментов.

Пока что в его послужном списке значится всего один релиз, которого, впрочем, уже достаточно, чтобы начинать судить о таланте музыканта. Гипнотические, наслаивающиеся вокальные семплы вторят неторопливым трип-хоп битам, в то время как лейтмотивом через композиции проходят соло на акустической гитаре. Сам Theydon Boys называет это «экспериментами с личным пространством». «Мне преднамеренно хотелось написать вгоняющий в тоску релиз, так как все, что крутят по BBC Radio 1, слишком оживленное и жизнерадостное. Но при этом моя музыка не полностью состоит из оттенков серого. Яркие пятна цвета проступают в ней повсюду —  нужно лишь знать, где их искать среди пронизывающего композиции запаха старых отсыревших потолочных балок».