От вестерна до джалло: 10 новаторских саундтреков Эннио Морриконе

От вестерна до джалло: 10 новаторских саундтреков Эннио Морриконе

Эннио Морриконе – один из наиболее значимых и узнаваемых композиторов современности: трубач, пошедший против традиционного подхода к написанию музыки и достигший вершин композиторского мастерства; поп-аранжировщик, сумевший внедрить чудеса неинструментальных звуков в традиционную структуру песен, крутившихся в радиоэфире 60-ых; автор множества симфоний, звучащих в концертных залах по всему миру; визионер авангарда; гениальный сочинитель пронзительно-чувственных мелодий; и, наконец, создатель некоторых из наиболее новаторских и запоминающихся музыкальных сопровождений к фильмам за всю историю кинематографа. По недавним подсчётам, общее количество саундтреков, принадлежащих руке Морриконе, колеблется в районе 400. Возможно, не все из них выдержали проверку временем, однако большая часть сохранила свой нетускнеющий блеск и оригинальность и по сегодняшний день.

Вспоминая о многогранном наследии Морриконе, невозможно не упомянуть о периоде сотрудничества с Серджио Леоне и написания музыки к спагетти-вестернам. Однако, в извечном поиске новых площадок для инноваций Морриконе успел попробовать себя и в некогда популярном поджанре итальянских фильмов ужасов джалло: сочетание додекафоничности в духе новой венской школы и народной музыки населения Амазонии раскрыло новые грани саспенса и ужаса, впоследствии став стандартом для жанра и дав ему второе дыхание. Нижеприведенный список включает в себя оригинальные саундтреки, получавшие виниловые переиздания в последние годы. Для слушателей, незнакомых с творчеством Морриконе, можно порекомендовать к ознакомлению сборники важнейших работ композитора – «Crime and Dissonance» (составленный лично Аланом Бишопом из Sun City Girls и Sublime Frequencies), а также «A Fistful of Music», компиляцию главных тем к фильмам.

Все десять композиций собраны в плейлисте выше, продолжение чтения статьи под него позволит достичь наиболее глубокого погружения в миры Морриконе. Помимо этого, для вашего удобства в конце описания каждого из саундтреков находится ссылка на отдельный трек.
От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 1

За пригоршню долларов / На несколько долларов больше

(Camden 1968)

Вышеупомянутая коллаборация Морриконе и Леоне является одной из наиболее плодотворных и запоминающихся в истории кино. Конкуренцию этому дуэту сможет составить разве что сотрудничество Хичкока и Бернарда Херрмана. Леоне отчаянно старался выйти за рамки традиционных вестернов, и потому не ограничивал Морриконе в творческих экспериментах во время написания музыки. Результатом стало формирование жанра итальянского вестерна, наглядно доказавшего, что создание оригинального саундтрека к фильму является фундаментальной частью кинопроизводства. Причудливые мотивы Морриконе, включающие в себя свист, щелканье хлыста, трубу в духе мексиканского жанра мариачи и звучание электрической гитары, поставили крест на заплесневелой академической помпезности музыкального сопровождения классических вестернов.

Наиболее захватывающими дух композициями этого периода являются заглавная тема «За пригоршню долларов», ознаменовавшая переход от Морриконе-аранжировщика к Морриконе-композитору, основанная на поп-аранжировке хита Вуди Гатри «Pastures of Plenty», а также композиция «Watch Theme» из заключительной части долларовой трилогии Леоне под названием «На несколько долларов больше». В этом фильме затихание чарующей мелодии карманных часов служит сигналом к началу финальной перестрелки, что является наиболее выдающимся примером того, насколько глубоко музыка Морриконе переплетается с содержанием фильма – часы, как часть антуража картины, служат источником музыки, слышимой не только для зрителей, но и для самих персонажей, и потому она с поразительной точностью передаёт царящее напряжение и психологическое состояние героев. Гениальное воплощение идеи не менее гениальных режиссера и композитора.

Прослушать можно здесь и здесь.

От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 2

Маддалена

(General Music, 1971)

1971 год стал для Морриконе годом возвращения к истокам, и саундтрек к «Маддалене» – один из наиболее удачных плодов его творчества за этот период. Музыкальное сопровождение арт-хаусного фильма Ежи Кавалеровича включает в себя две в последствии ставшие популярными композиции Морриконе «Come Maddalena» и «Chi Mai», обе из которых часто можно услышать на живых концертах композитора. При этом «Chi Mai» в различных аранжировках и по сей день используется в фильмах и сериалах.

«Come Maddalena» – неторопливая меланхоличная композиция, ближе к своему концу перерастающая в эйфорическое крещендо, записанная при участии многих постоянных музыкантов Морриконе: перкуссиониста Винченцо Рестуцциа, певицы Эдды Дель’Орсо, вокал которой сопровождается мелодичным и диссонирующим пением хора Алессандро Алессандрони «Il Cantori Moderni». Аранжировкой композиции занимался Бруно Николаи. На выходе получился саундтрек с привкусом сюрреализма и эротизма, но при этом состоящий из элементов, традиционных для классической музыки.

Прослушать можно здесь.

От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 3

Птица с хрустальным оперением

(Cinevox 1970/ Reissue A&R 2014)

Далеко не первый саундтрек Морриконе к итальянским прото-слэшерам, более известным как «джалло», однако наиболее целостный их представитель, задавший планку как для него самого, так и для других композиторов, когда-либо работавших в этом жанре. Завлекающие вокальные поп-мотивы, нарастающая импровизация и общее неряшливое лаунж-звучание с точностью передают дух подавленного эротизма, свойственного классическим джалло, находящего своё начало где-то между двумя противоположностями: насильственным удушением и экстатическим оргазмом.

Продолжая подобную идею совмещения полярностей, в своём саундтреке к фильму Морриконе совмещает экспериментальные и традиционные приемы, атональность и тональность. Подобный подход применялся им и в более ранних работах в жанре джалло, однако в «Птице с хрустальным оперением» он демонстрируется во всей своей красе. Самостоятельные работы Алессандрони и Николаи, приложивших руку к написанию саундтрека, также достойны отдельного внимания — как в рамках жанра джалло, так и вне его.

Прослушать можно здесь.

От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 4

Нечто

(MCA Records 1982)

Один из немногих случаев, когда Джон Карпентер решил не писать саундтрек к своему фильму самостоятельно. В «Нечто» он дал волю синтезаторным экспериментам Морриконе, долгое время стремившемуся к сотрудничеству с культовым независимым режиссером.

История умалчивает все подробности, однако достоверно известно, что Карпентера не вполне устроил итог совместного творчества с его любимым композитором. В итоге саундтрек вошёл в фильм в перекроенном виде, большая его часть была заменена личными наработками режиссёра. Насколько известно, впоследствии Карпентер жалел об этом решении. В связи с этим в виниловое издание саундтрека входит оригинальный аудиоряд, скомпонованный Морриконе. При этом OST «Нечто», являясь одной из наиболее фундаментальных работ композитора в жанре хоррор, в своё время получил «Золотую Малину».

Разобраться, кто же прав, а кто виноват, можно, прослушав саундтрек здесь.

От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 5

Однажды на Диком Западе

(RCA 1969)

Magnum opus сотрудничества Морриконе и Леоне, поставивший культурное значение спагетти-вестернов на один уровень с итальянской оперой. Как и в случае с «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой», течение саунтдрека «Однажды на Диком Западе» течёт по руслу, заданному содержанием самого фильма, являясь органичной частью повествования и художественного мира картины. Музыкальное сопровождение картины было записано заранее и проигрывалось непосредственно во время съемок, а не накладывалось при пост-продакшене, согласно стандартной практике. Это позволяло актерам лучше вжиться в роль, понять темп развития перестрелок и прочувствовать напряженность или эмоциональный оттенок той или иной сцены.

Участие Эдды Дель’Орсо в создании этого саундтрека – одна из наиболее ярких страниц её карьеры. Разносящийся по пустынным пейзажам фильма голос певицы, сопровождённый волнительным ламенто струнных инструментов, способствует накалу пафоса, достойного греческих трагедий. Мотив «The Man With The Harmonica» совмещает в себе атмосферу исторического Дикого Запада и анахроничное звучание Fender Stratocaster. А призрачные завывания губной гармоники репрезентируются на экране игрой на этом инструменте самим Чарльзом Бронсоном – одного из главных персонажей фильма.

Прослушать можно здесь.

От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 6

Холодные глаза страха

(Dagored 2000/2014)

Авангардный стиль Морриконе (образовавшийся в основном под влиянием творчества Джачинто Шельси и Дьёрдя Лигети) никогда не находил столь яркого и нестесненного условностями выражения, как в саундтреке к этому малобюджетному итальянскому триллеру Энцо Кастеллари. И неудивительно, ведь мизерная оплата труда в фильмах категории «B» не окупала приложенных усилий. В 1971 году Морриконе был членом фри-джаз бэнда, известного под названием «Gruppo di Improvizzaione Nuova Consonanza», находясь в составе которого и написал музыкальное сопровождение к «Холодным глазам страха», своим фантасмагорическим звучанием стирающее грань между композицией и импровизацией. Ближе к середине карьеры Морриконе немного убавил экспериментаторские обороты, тем не менее, оставив после себя тонны любопытного материала. Отдельного внимания стоит композиция 1982 года «Gestazione», выдержанная в сходной экспрессивной манере.

Прослушать можно здесь.

От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 7

Падшие ангелы

(Ariete 1969)

Постарайтесь не дать музыкальному рефрену этой композиции застрять в вашей голове на весь день. Раритет прямиком из 60-ых, искомый многими коллекционерами записей Морриконе, и продаваемый по цене более 300 фунтов стерлингов за экземпляр. Итальянский композитор известен как приверженец смешения жанров и свойственных им звуковых эффектов, и в данном случае он решил усложнить поп-ориентированное звучание потусторонними сомнамбулическими нотками. Композицию украшает очередное потрясающее исполнение от Эдды Дель’Орсо. К ней здесь присоединяется Джианна Спагнуло – талантливая, но не получившая должного признания участница хора Il Cantori Moderni. Пойте вместе с нами: matto, giro, giro, girotondo.

Прослушать можно здесь.

От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 8

Навахо Джо

(United Artists Records 1974)

Безусловно, этот список можно было бы полностью составить из совместных работ Морриконе и Серджио Леоне, однако сотрудничеству композитора с другим Серджио – Серджио Корбуччи – также стоит уделить вполне заслуженное внимание. Музыкальное сопровождение фильмов «Великое Молчание», «Какое отношение мы имеем к революции?» и «Навахо Джо» составляет собой трилогию стоящих прослушивания саундтреков. Музыка к «Навахо Джо» была написана Морриконе под псевдонимом Лео Николс, и это одна из наиболее насыщенных и помпезных вступительных тем к фильму, из когда-либо им написанных. А свирели и нежные гитарные переборы в композиции «The Demise of Barbara» могут быть знакомы слушателям по саундтреку к дилогии Квентина Тарантино «Убить Билла».

Прослушать можно здесь и здесь.

От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 9

Сицилийский клан

(20th Century Fox Records, 1970)

За время своей продолжительной кинокомпозиторской карьеры Морриконе не раз работал в том числе и с гангстерском жанром. Его авторству принадлежат саундтреки не только к классике вроде «Неприкасаемых» Брайана де Пальмы и «Однажды в Америке» Серджио Леоне, но и этот предшествовавший им фильм 1970 года, так и не получивший должного признания. Тем не менее, заглавная тема «Сицилийского клана» является одним из наиболее узнаваемых гангстерских мотивов, уступая разве что «Крестному отцу». Существует две версии композиции, в одной из которых главный мотив играется на сёрф-электрогитаре, а в другой – на вибрафоне. Алессандро Алессандрони, как основной источник звуковых эффектов в композициях Морриконе (к примеру, его завывания можно услышать в заглавной теме фильма «Хороший, плохой, злой»), внёс свою лепту в создание музыкального сопровождения «Сицилийского клана» свистом и игрой на варгане. Другой композитор-авангардист, Джон Зорн, во многом вдохновлялся этим саундтреком во время записи своего альбома «Naked City», и включил в него кавер на заглавную тему фильма.

Послушать можно здесь.

От вестерна до джалло: 10 лучших саундреков Эннио Морриконе на виниле 10

Миссия

(Virgin, 1986)

Морриконе так и не получил Оскара за ленты «Дни Жатвы» и «Малена», при этом проиграв неоригинальному саундтреку Херби Хэнкока к джазовому фильму «Около полуночи», что для многих стало неожиданностью. Но как бы там ни было, «Миссия» стала дальнейшим развитием его творческого подхода к органическому совмещению музыкального сопровождения и сюжета фильма. Именно с помощью музыки иезуитские миссионеры в этой картине пытаются наладить контакт с племенами индейцев-гуарани. Преодоление культурного барьера – довольно чувствительная тема, и фильм порой приобретает этноцентрические нотки, однако при этом не теряет искренности, вносимой в него саундтреком Морриконе. Вероятно, именно упорное следование собственному уникальному подходу и обусловило получение Морриконе почётного Оскара в 2007 году.

Послушать можно здесь.