Подводим итоги лета для ретроградов, обращаясь к переизданиям-фаворитам Underrated за последние 2 месяца. Рок-энтузиастам рекомендуем ознакомиться с классикой от Hawkwind или масштабным сборником Electric Eels; если же вы ищете что-то душевное, доверьтесь джазмену-универсалу Уэнделлу Харрисону и легенде сити-попа Тацуро Ямасите. А для меломанов с самым изысканным вкусом у нас есть сенегальский реггей-хит Adioa и доза ритмического ликования от Touch Of Noise.
Catherine Wheel – Chrome
[Proper Records]
Практически целиком забытые в наши дни Catherine Wheel на заре 90-х были достаточно велики, чтобы выступать при поддержке молодых и подающих надежды Radiohead. Группу сложно причислить к какому угодно движению тех лет: слишком мясистый для шугейза, чересчур мрачный для брит-попа и недостаточно депрессивный для гранжа, ансамбль идейно ближе к Pixies, чей продюсер работал и над “Chrome“. Эта запись — коммерческий и концептуальный пик британцев, где можно услышать альт-роковый хит “Crank” и семиминутный атмосферный вояж “Fripp”, одну из самых проникновенных песен Catherine Wheel. Вот ещё один довод узнать свежее издание получше: участники Death Cab for Cutie и Interpol признавались, что без этой пластинки их ансамблей бы попросту не существовало.
Yon Seok-Won – The Mermaid
[Pleasantville Records]
Корейский композитор Ён Сок Вон начинал с рока и соула в 70-х, но его креативный бум наступил на заре 90-х с открытием новой творческой формулы. Взяв за основу стиль гайё, популярность которого росла день ото дня, музыкант привнёс в его характерную эстетику элементы джаза, эмбиента и нью-эйдж. Безмятежность “The Mermaid” ощутима с одного прикосновения: звенящие синтезаторы на манер Ёсимуры и экзотические ритмы переплетены с уверенными клавишами и внушающими надежду гитарными пассажами. Но лучше всего Вону удались воздушные фантазии с обилием голоса и пышными сценическими оркестровками; свежая возможность услышать их на виниле за пределами Южной Кореи — настоящий подарок.
Wendell Harrison – Organic Dream
[P-Vine Records]
Слишком самобытная для того, чтобы быть по-настоящему массовой, “Organic Dream” – редкое сокровище джазовой сцены Детройта 80-х. На LP один из её наиболее разносторонних талантов Уэнделл Харрисон мастерски обращается с флейтой, саксофоном и кларнетом, предлагая сразу несколько стилистических опций. Так, “Ginseng Love” – R&B с оттенком фанка и экзотики, “Love Juice” – захватывающее диско в духе Oneness of Juju, а “Winter” – обволакивающий кул-джаз. Здесь же вы найдёте “The Wok”, одну из лучших композиций Харрисона по мнению ценителей — современный ремастеринг гарантирует, что она ещё никогда не звучала так хорошо.
Tatsuro Yamashita — Circus Town
[RCA/Ariola]
Пробившись в музыкальную элиту Токио как сессионный артист, Тацуро Ямасита заручился доверием крупного лейбла RCA и отправился в Штаты записывать сольный дебют. Работа шла на два побережья — в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе; того же дуализма придерживалась рекламная кампания одного из знаменосцев сити-попа, чьей целью было покорение и заморского, и японского рынков. Если с первым вышел просчёт, на родине Ямасита почти сразу стал легендой — его приятные, освежающие мотивы идеально соответствовали эпохе потребительского максимализма. “Circus Town” не назовёшь отполированной или на 100% логичной, но все те идеи, что определили значение Тацуро для музыки архипелага, здесь уже прослеживаются.
Hawkwind – Warrior On The Edge Of Time
[Atomhenge]
“Warrior On The Edge Of Time” – совместный труд Hawkwind с писателем-фантастом Майклом Муркоком (придумал термин “мультивселенная”), который не только идейно вдохновил LP, но и поучаствовал в нём как музыкант. В основу повествования прог-рокеров легли персонажи фантастического опуса про “Вечного чемпиона”; однако вместо того, чтобы обслуживать непрерывный нарратив, команда предлагает публике разрозненные обрывки сеттинга. Пластинку часто называют вершиной достижений Hawkwind; это последняя запись коллектива с Лемми на басу и в традиционной космо-гитарной оболочке. Оригиналу вредил лишь скверный мастеринг, но 10 лет назад основатель Porcupine Tree Стивен Уилсон довёл его до ума на CD, а теперь мы с вами сможем оценить плоды его усилий и на виниле.
Electric Eels – Spin Age Blasters
[Scat Records]
Иногда группа настолько сильно опережает своё время, что обречена на насилие и катастрофы, и путь Electric Eels — отличное тому подтверждение. Команда прожила с 72-го по 75-й, отыграла 5 концертов и не выпустила ни одной песни за время своего существования. Несмотря на это, Electric Eels удивительным образом добились статуса пионеров панка и пост-панка ещё до относительной популяризации, и стоит на несколько минут окунуться в их рычащие, раздробленные записи, чтобы осознать: эти ребята предвидели немало будущих гитарных трендов. Двойной LP “Spin Age Blasters” – содержательная и целостная коллекция того наследия, что нам оставила жестокая четвёрка из Кливленда.
Oddisey – Pa Flipe
[New Dawn]
На исходе 80-х, последним писком моды на Мартинике, Гваделупе и других карибских регионах Франции был зук, ликующий электронный стиль, берущий начало из местных танцев. Его победоносному шествию подсобила инициатива продюсера Жолема Нараяду, заскучавшего от бесконечных медляков и болеро. Воплотить его видение в жизнь помогли братья Адамс, диджей и гитарист — итогом сотрудничества Oddisey стал LP “Pa flipé” (в переводе — “не бойся”). Вошедшая в альбом “Marie Hélène” стала хитом и одним из ключевых успехов зука на Мартинике; её версия с усовершенствованным качеством звука украсила винил впервые за 35 лет.
Leila Pinheiro – Leila Pinheiro
[Mad About Records]
Дебют Лейлы Пиньейру получился на редкость громким — к одноимённой пластинке приложили руку такие корифеи босса-новы, как Антониу Жобин и Жуан Донато. Но весь свет софитов полноправно принадлежит бразильянке, чей ласковый голос — жемчужина в короне локального стиля. Песни Пиньейру витают над продуманными до мелочей образцами фанка, боссы и латинского джаза, ни на миг не позволяя слушателю провалиться в меланхолию. Спустя 40 лет карьеры и 20 альбомов, первая европейская публикация “Leila Pinheiro” поднимет настроение каждому, кто грезит о вечерах в Рио.
Adioa – Toubab Bi Le
[Secousse]
Страшная история западноафриканских солдат, преданных французской армией в 1944 году, вызвала немало артистических протестов; возможно, самый яркий из них — сингл сенегальца Максидилика Адиоа “Toubab Bilé”. На момент его публикации в 87-м, артист уже 3 года жил во Франции, выступая с именитым ивуарийцем Alpha Blondy. Первую авторскую песню Адиоа оплатил из своего кармана, что не помешало ей моментально привлечь внимание Island Records своим нетипичным сенегальским реггей-саундом. Трек раскрыл перед создателем все двери, так и оставшись главным хитом за всю его карьеру — исторический репринт поможет вам понять, в чём секрет.
Touch Of Noise — Percussionproject
[Goddess Music]
Ансамбль из немецкого Билефельда Touch Of Noise зародился в 1988 году благодаря увлечению силой ритма. Его участники ставили перед собой цель освободить перкуссию от вспомогательной роли, поэтому весь мелодический аккомпанемент “Percussionproject” исполнен за счёт многочисленных ударных инструментов и ламеллафонов. Конечно же, этот подход привёл к космополитичному смешению влияний: маримба в любой момент может зазвучать в унисон с тайским гонгом, а гвинейский джембе — с бразильским пандейру. Изначально единственный альбом немцев можно было заполучить лишь на CD; запоздалый виниловый ремастер делает его ещё более ценным артефактом.