“Gentleman” Фелы Кути получит новое издание в канун 50-летнего юбилея

“Gentleman” Фелы Кути получит новое издание в канун 50-летнего юбилея

Альбом “Gentleman”, вышедший в 1973 году, стал для Фелы Кути одним из ярчайших во главе Africa ’70. Отмечая 50-летие этой великолепной пластинки, лейбл Partisan подготовил юбилейный репринт, который увидит свет 23 июня. Это уже седьмой том в длительной серии переизданий; как и в предыдущих случаях, счастливых обладателей LP ждут обновлённый дизайн и исторические заметки на полях.

Когда в 1973 году знаменитый тенор-саксофонист Иго Чико покинул Africa ’70, Фела не раздумывая встал на его место. Так, помимо харизматичного лидера и сонического пророка, Кути примерил образ духового солиста, и даже выработал авторский голос за инструментом. Этот факт демонстрирует титульная композиция: на старте мы слышим длительную вольную импровизацию, которую в конце концов подхватывает Тони Аллен, а затем и весь ансамбль, превращая соло в шикарный классический афробит.

Само собой, говоря о столь известном повстанце, как Фела, мы не можем игнорировать месседж: заглавный трек можно истолковать как метафору комплекса неполноценности, вызванного колониальным прошлым. Если конкретнее, молодые правящие элиты Африки отвергали традиционный стиль в пользу европейского импорта, вызывая у Кути недоумение. Задавая вопрос, зачем собратья-африканцы носят столько лишней одежды под палящим зноем, музыкант напоминает: не всякое прямое заимствование способно гармонично прижиться на любой почве.

Сторону B занимают не менее горячие “Fefe Naa Efe” и “Igbe” с куда более прямолинейным посылом. Первая — отражение пословицы Ашанти, что призывает женщин не рыдать по ушедшим мужчинам (то есть по сути — ироничная интерпретация Фелы на тему “No Woman, No Cry”). Название же второй буквально переводится с йоруба как “дерьмо” – столь нелестно Кути отзывается о тех, кто предаёт друзей, а также об отсутствии самоуважения.