Хотя участницы Carambolage не ставили своей основной целью создание гёрл-бэнда, в итоге они стали одной из первых сугубо женских групп немецкой «новой волны». Смелое панк-трио возникло в окружении Ton Steine Scherben, влиятельной немецкой рок-группы 70-х и ранних 80-х. Бритта Неандер была в коллективе ударницей — со временем её собственные амбиции потребовали более радикальных экспериментов.
Найдя верных соратниц в лице Эльфи-Эстер Стайц (младшей сестры R.P.S. Lanrue) и Анджи Ольбрих, Бритта осознала, что им не обязательно следовать по проторенному пути. Возникло понятие т.н. «северофризской волны» – сочетания характерного, агрессивного и театрального звучания, а также комичных, порой грязных текстов. Желая иметь своё пространство вдали от индустрии, где всё подчинялось мужчинам, девушки построили репетиционную базу в старом зернохранилище, тем самым предвосхитив DIY-подход, который был присущ Riot Grrrls из 90-х.
На рубеже 80-х у Carambolage уже была репутация модного, взрывного лайв-коллектива, который играл по своим правилам. Следующим логичным шагом стала одноимённая пластинка, созданная под чутким руководством коллег их TSS, Стремясь отстраниться от шаблона Neue Deutsche Welle, трио полагалось на изобретательное звучание: его определяли экспрессивная гитара Эльфи, её голос с неподражаемым эмоциональным диапазоном, трепещущий электроорган и плотные басы Энджи, а также неугомонные барабаны Бритты.
Не менее важным аспектом Carambolage были тексты, простые и выразительные. Треки вроде “City-Großmarkt” или “Die Farbe war Mord” имеют яркую феминистскую окраску — впрочем, и в преимущественно инструментальной “22 rue Chenoise” трио не выпускает слушателя из поля внимания ни на миг. Вместо того, чтобы отгораживаться от женских стереотипов, девушки порой разыгрывали их в перформативной манере, превращая чужую слабость в собственную силу.
Вскоре к группе присоединилась Джанетт Леммен, которая заменила беременную Энджи во время тура. Её саксофон можно услышать уже на втором LP “Eilzustellung-Exprès”, который вышел в 1982 году. Как и дебют, пластинка вращается вокруг панка, попа и артистизма, хотя и в чуть более упорядоченной форме.
“Eilzustellung-Exprès” закрепил за Carambolage репутацию кочующей взрывоопасной девичьей банды. Высмеивание мужских привилегий, ощущение бескомпромиссного бунта (особенно в треках вроде “Widerlich”) и грязный юмор здесь столь же яркие, как на первом альбоме. Впрочем, порой настроение переключается на меланхолию, лирику, а ближе к кульминации подходит к теме родов и материнства — тревожное признание в любви дочери Энджи “Lisa” выходит за рамки группы не только эстетически, но и музыкально.
4 года успешных туров открыли перед Carambolage новые перспективы. На тот момент группа давно переросла вялотекущую локальную сцену, и следующим закономерным шагом было путешествие в Берлин. Там сотрудничество девушкам предложил Манне Прэкер, экс-басист Spliff и продюсер Нины Хаген.
Увы, именно поездка в столицу и поставила крест на дальнейших перспективах группы. Бритта и Энджи были полны решимости следовать DIY-принципам первых двух альбомов в то время, как Манне и Эльфи чувствовали необходимость внести в работу больше профессионализма. Эстетические разногласия надолго рассорили артисток, в результате чего их третий LP “Bon Voyage” пылился на полках три с лишним десятилетия.
Хотя пластинка и служит скорее неоднозначной кодой к истории Carambolage, её стоит оценить из-за любопытных сочетаний NDW, шансона, ска, пауэр-попа и панк-рока. Её цифровая версия вышла на лейбле FUEGO лишь в 2019 году — на виниле пластинку по-прежнему не найти. 21 января следующего года это досадное упущение исправят Tapete Records, впервые выпустив “Bon Voyage” на физическом носителе наряду с репринтами двух первых пластинок.