14 мая исполнилось 40 лет со дня официального выхода пятого студийного альбома The Clash “Combat Rock”. К этой знаменательной дате приурочен важный репринт Legacy: в его рамках можно услышать не только оригинальные композиции, но и несколько неопубликованных демо-версий и би-сайдов с так и не состоявшегося двойного LP “Rat Patrol From Fort Bragg”; ещё один EP занимает коллаборация с Ranking Roger. Underrated вспоминает о турбулентном периоде в жизни группы, который окружал оригинальный релиз.
Зачастую панк упрекают в стилистической или технической ограниченности, но The Clash со своими экспериментами вроде двойного “London Calling” и тройного “Sandinista” равняли эти предубеждения с землёй. Группа с энтузиазмом предавалась экспериментам с дабом, ска, фанком, хип-хопом, реггей, R&B и поп-музыкой. Это создавало колоссальную головную боль для лейбла, который думал прежде всего о прибыли и хитмейкинге.
Так возникла “Combat Rock”, самая прямолинейная пластинка The Clash со времён “Give ‘Em Enough Rope”, свидетельство противоречий внутри коллектива и во внешнем мире. Хотя работа над LP началась в Лондоне в конце 1981-го, нельзя отрицать влияние на него городской среды Нью-Йорка: взрыв хип-хопа, зарождение Guardian Angels и убийство Франка Мелвина, послевкусие от Вьетнама, а также другие американские сюжеты нашли своё место в песнях британцев.
В то время, как “Should I Stay or Should I Go” и “Rock the Casbah” хорошо известны меломанам, альбом далеко не ограничивается их драйвом. “Straight to Hell” и “Sean Flynn” – две вьетнамские истории, написанные под сильным влиянием фильма «Апокалипсис сегодня», а заводная “Overpowered By Funk” — неординарный кроссовер, который даёт понять, насколько сильным было влияние хип-хопа на заре 80-х. В ней дух Нью-Йорка говорит устами граффити-артиста Futura 2000, а в “Ghetto Defendant” — голосом бит-иконы Аллена Гинзберга.
Само собой, никуда не делись и дерзкие политические заявления. “Rock the Casbah” как раз была одним из них. Песня возникла как реакция на запрет рок-музыки мусульманскими фундаменталистами в Иране. Как это зачастую бывает, её подхватили люди, которые совершенно не понимали её смысла: композицию играли для солдат во время первой войны в Персидском заливе, а затем и во время подготовки к новым войнам, к великому отвращению The Clash.
Стилистическое многообразие “Combat Rock” было очевидным свидетельством разлада между участниками группы, особенно между Джо Страммером и Миком Джонсом. Для второго, как и для ударника Топпера Хидона, который провалился в героиновую зависимость, альбом стал последним в составе группы. Вступительная “Know Your Rights” явно даёт понять, что Джо жаждал возврата к панк-корням: так и не придя к консенсусу с Джонсом, Страммер и менеджер группы Берни Родс выдавили его из группы, позже признавая, что этот поступок был грандиозной ошибкой.
Наследие The Clash в целом и “Combat Rock” в частности на десятилетия пережило саму группу: одним из самых ярких примеров служит “Paper Planes” M.I.A., основанная на сэмпле из “Straight to Hell”. Оператор и друг коллектива Дон Леттс вспоминает: «Фишка Clash в том, что мы здесь, 40 лет спустя, говорим о группе, которая всё ещё захватывает умы молодёжи. Это связано с несколькими основными причинами: они отлично выглядели, они делали мелодии, под которые можно было танцевать, фильмы, о которых можно было думать, и они излучали уверенность. И они могли делать всё лучше, чем кто-либо ещё. Эти фундаментальные вещи по-прежнему задевают молодых людей за живое, и это никогда не изменится».