Согласитесь, сложно придумать вывеску ярче чем “последняя песня The Beatles” и “прощание с любимой группой рок-н-ролла” – возможно, сэр Пол уже не так хорош перед микрофоном, но в его PR-команде по-прежнему работают профи. “Now and Then”, свежий сингл ливерпульской четвёрки, был набросан Джоном Ленноном ещё в конце 70-х — со второй попытки, бывшие приятели по коллективу довели песню до готового состояния. Давайте обратимся к её истории, а также выясним, представляет ли композиция музыкальный интерес почти полвека спустя.
Свою меланхоличную балладу Леннон сочинил во время уединения в Дакоте, а затем поспешно забыл, оставив томиться среди сотен часов демо-тейпов. При жизни Джона в планы “битлов” не входило завершать запись, но после его ухода, когда Пол, Джордж и Ринго искали бонусные материалы для антологии, песня всплыла вновь стараниями Йоко Оно. Понимая, что расширение творческой вселенной The Beatles – вывеска на миллион, оставшиеся участники взялись за реконструкцию двух композиций, предложенных ей для сборника – “Free as a Bird” и “Now and Then”.
При помощи Джеффа Линна, лидера Electric Light Orchestra, к середине 90-х ливерпульцы смогли реанимировать первую, и даже украсили сингл ностальгическим бриджем, но на второй работа застопорилась. Дело в том, что исходные демо не отличались особым качеством — несколько дней помучившись с треком, Джордж Харрисон пришёл к выводу, что закончить его на должном уровне не представляется технически возможным, и коллеги приняли демократичное решение свернуть реконструкцию. Но после смерти гитариста в 2001-м, уже ничто не могло помешать Полу и Ринго выцедить одну последнюю порцию внимания из наследия Джона — Маккартни неоднократно вспоминал про “Now and Then” в интервью, и лишь в прошлом году у музыканта появилась техническая возможность воплотить свою мечту благодаря Питеру Джексону и его AI-модифицированным технологиям извлечения отдельных дорожек из небрежных исторических тейпов (куда же без них).
Так что же можно сказать про саму песню? Ровным счётом, ничего хорошего: голос Джона, словно одинокая фотокарточка из былой эпохи, болтается в плоской пианоцентричной аранжировке как чужеродный элемент; струнные звучат в высшей мере утилитарно, а каждая гармония предугадывается ещё за поворотом. Как и недавний ремейк “The Dark Side of the Moon” от Роджера Уотерса, “Now and Then” – реминисцентное стенание по былым высотам, при жизни Леннона не ставшее даже би-сайдом, но спустя ещё один срок, отведённый Джону на этой планете, возвеличенное в формат знакового события.