Слово «Haunted» в последнее время стало клишированным эпитетом в английском языке, использующимся для описания тревожной, диссонирующей, будто пришедшей из иного мира музыки. В основном, заслуга в этом принадлежит исполнителям в духе Burial, Demdike Stare или Boards Of Canada, которые на протяжении многих лет придают своему звучанию «потусторонние» качества с помощью бестелесного вокала и нечетких размытых семплов. Но всё же первым в контакт с внеземным вступил Biosphere. 54-летний норвежский продюсер Гейр Йенссен выполняет роль посредника с миром духов уже на протяжении 26 лет, и те говорят с ним на языке эфемерной и чарующе-мрачной электронной музыки. Но последний, 12 по счету альбом отличается от всех предыдущих работ композитора.
«Departed Glories» был создан под впечатлением от богатой истории Вольского леса, находящегося на территории Польши. В своё время лес нередко служил местом для проведения расстрелов во время Второй мировой войны, а в средние века одна из польских королев укрылась в местном монастыре в попытке спастись от нашествия татар. Обложкой к альбому послужила раритетная цветная фотография неизвестной армянской женщины, сделанная Сергеем Прокудиным-Горским в ранних 1900-ых. Основой для музыкального материала в основном послужила польская и украинская народная музыка, архивные записи которой датируются 1930-1940 годами.
И «призрачный» – первое слово, которое приходит на ум при прослушивании этого 70-минутного альбома, вызывающего воспоминания о забытых предыдущих жизнях. Духи и полузабытые песни прошлого вновь обрели телесную оболочку благодаря Йенссену и Argeïphontes Lyre – своенравной программе для обработки аудио, работающей на принципах абстракции и рандомизации. Сгенерированные ею 17 треков представляют собой пространный текстурный шум, в котором нет места синтезаторным мелодиям и ритмам, характерным для Biosphere. В частности, композиции “Sweet Dreams Form A Shade” и “Behind The Stove” в своей ангельской высокопарности подбираются к Джулианне Барвик и Grouper. В свою очередь, более утонченная частотная модуляция “Invariable Cowhandler” создаёт неуловимое присутствие неких высших сил. А минималистичный рокот «Down On Ropes» взывает к подсознательному, тормоша глубочайшие, практически дородовые воспоминания человека.
«Departed Glories» выдержана в небогатой, но завораживающей своим аскетизмом цветовой палитре. Благодаря этому создаётся впечатление, будто каждая из композиций альбома обращена напрямую к слушателю и говорит на его языке. По словам Йенссена, он стремился написать «более интровертивно направленную музыку, предназначенную для прослушивания в одиночестве».
Альбом убедительно воссоздает жуткую атмосферу некоего населенного духами места – сумеречного леса или, возможно, заброшенного здания. Сквозь музыкальную архитектуру «Departed Glories» сквозит единообразие, в хитросплетении коридоров которого сам слушатель начинает ощущать себя одиноким неупокоенным призраком. Некоторые треки выделяются на общем фоне (волшебные переливы «With Precious Benefits To Both», а также орган и акустическая гитара в “Aura In The Kitchen With Candlesticks” разбавляют монолитность звучания альбома), но большинство из них состоят из марева резонирующих отзвуков далекого эхо и фантомных ревербераций голосов, доносящихся прямиком из загробного мира. Подобная вводящая в состояние медитативного транса монотонность является осознанным и удачно реализованным решением, но местами она принимает слишком плоскую и анемичную фактуру.
«Departed Glories» вполне заслуживает звания лучшего альбома Biosphere со времен канонического “Substrata”. Но это больше говорит о работах, выходивших в период между двумя вышеупомянутыми релизами, нежели о них самих. Здесь прослеживается всеобъемлюще-отрешенная атмосфера ранних работ Йенссена, но при этом она начисто лишена свойственного им структурного разнообразия и выразительности. Тем не менее, это идеальная музыка для того, чтобы ненадолго затеряться в зарослях обитаемого призраками Вольского леса. Но будьте осторожны – заведя за собой вглубь чащи, «Departed Glories» не покажет пути обратно.