Mystère – второй студийный альбом французов La Femme – ожидался публикой со жгучим нетерпением и смутным беспокойством. Ведь великоленый дебютный релиз группы, Psycho Tropical Berlin, задал слушателям невероятно высокую планку ожиданий. После выхода первого альбома в 2013 году, La Femme за считанные недели стали любимчиками аудитории и одним из наиболее модных и интересных коллективов французской экспериментальной сцены, битком набивая всё большие залы и распродавая синглы, словно горячие пирожки. Неудивительно, что когда группа анонсировала новый полноформатник, фанаты принялись денно и нощно молиться за успех альбома.
Но беспокоиться не было причин, ведь Mystère – это продолжительное, но воспринимающееся на едином дыхании произведение, открывающее внутреннему взору слушателя живописные виды звуковых ландшафтов и синестетических пейзажей. Несмотря на заметные сходства с великолепным дебютным лонгплеем, альбом несколько отошёл от полюбившегося многим потустороннего и местами агрессивного электронного серф-рока. На сей раз французы примерили на себя более эклектичное, внежанровое и экспериментальное звучание. И хочется сказать – оно сидит на них, как влитое.
Альбом получился тяжелым и созерцательным; следует помнить, что запись вышла не только спустя три года после релиза Psycho Tropical Berlin, но и после трагических событий, потрясших Францию и весь мир – нападение на редакцию Charlie Hebdo, теракты в Париже и Ницце. Эхо этих происшествий сквозит через лирику и общее мрачное настроение песен. Но вряд ли La Femme стремятся выразить через музыку свою социально-политическую позицию. Скорее, она лишь служит отражением всеобщего ощущения тревоги и неуверенности в завтрашнем дне, нависших над миром и Европой. И эпицентром этой загадочной эпидемии является Париж. Музыкальная тема и слова композиций «Le Vide Est Ton Nouveau Prénom» («Пустота – твоё новое имя») и «Al Warda» пропитаны меланхолией, неизбежно сопровождающей человека, глазам которого открылась абсурдность окружающей реальности. Mystère полностью сосредоточен на себе и интроспективной рефлексии. Порой кажется, что альбом задаёт самому себе вопросы экзистенциального характера, будто сомневаясь в собственном смысле существования. Впрочем, не все эти вопросы относятся к социальной или политической сфере: композиция «Où Va Le Monde» (несмотря на название «Куда катится этот мир») посвящена превратностям жизни и любви.
Во мраке и отчаянии Mystère остаётся место эталонной французской лёгкости звучания. Третий сингл альбома, «Septembre», напоминает «It’s Time To Wake Up 2023», композицию с прошлого полноформатного релиза группы, но так, если бы её сыграла инди-поп группа Granville. «Mycose» служит глотком свежего воздуха, своеобразной лёгкой интерлюдией, разделяющей концептуальный альбом на две части. «Tatiana», исполненная в неожиданном для лонгплея мажорном ключе, своим заразительным ритмом напоминает «Nous Étions Deux» – под неё точно так же невозможно усидеть на месте. Исполненная социальной критики «SSD» представляет собой бодрящую смесь основанной на игре слов лирики, пост-панка, и ноток французского диско. Уникальность Mystère состоит именно в филигранно выдержанном балансе туманно-витиеватых, настраивающих на задумчивый лад композиций и лёгких беспечных песен, не позволяющих слушателю впасть в медитативный транс. Но общий тон альбома не разделяется на чёрное и белое – в «Tueur de Fleurs», например, совмещаются два противоположных настроения. В подобном сочетании несочетаемого – вся суть La Femme.
Завершает Mystère 13-минутная композиция «Les Vagues», которая словно замыкает круг в паре со вступительной «Sphnyx». От внимательного слушателя не ускользнёт схожесть трека со своего рода аудиотриптихом «La Femme»/«Interlude»/«Hypsoline», одного из наиболее сильных мест дебютного альбома группы, плавный музыкальный нарратив которого был прекрасно перенесён в клип. Изначальное умиротворяющее звучание ближе к середине композиции сменяется прерывистым пульсом скулящего гитарного скрежета. На смену ему в свою очередь приходит англоязычный трек, который, вероятно, следовало бы воспринимать как некий социальный комментарий. Но, скорее всего, таким образом La Femme отдают себе должное, гордясь своим новым творением. Это финальный штрих, вишенка на торте, изгиб ярко-красной упаковочной ленты на подарке под новогодней ёлкой.
При прослушивании Mystère вспоминается рекомендация, данная группой в пресс-релизе альбома: «расслабьтесь и дайте мелодии унести вас вслед за собой. Ощущения при этом похожи на последние минуты сна перед неизбежным звонком будильника. На музыкальную иллюстрацию, совместившую в себе урбанистические виды Франции и безмятежную атмосферу Британии – и неудивительно, ведь альбом был записан в этих двух странах. Mystère настолько полон и самодостаточен в собственной амбивалентности, что у него нет причин потерять с годами свою актуальность. Это произведение искусства вне времени и места. Неприукрашенный портрет современного общества, написанный тусклыми красками отчаяния и горькой сатиры, но исполненный в манере, полной блеска, пышности и великолепия, достойных Парижской национальной оперы.