Прошлый месяц, как это обычно и бывает в этот период, ознаменовался шквалом альбомов на новогодне-рождественскую тематику. Тем не менее, даже в пласте пустопородных сезонных релизов настоящие старатели-меломаны смогут найти несколько настоящих джазовых алмазов.
В далеких 60-ых сенегальский барабанщик Мор Чам перебрался из родины в Сент-Луис, где моментально подсел на американский джаз и фанк. Благодаря культурному наследию в виде сенегальской народной музыки, он быстро нашел собственное уникальное звучание. Этим он заслужил теплый приём от джазовой тусовки и приобрел единомышленников в лице Фредди Хаббарда и World Saxophone Quartet. В узких кругах его альбом «Dini Safarrar» считается культовым, и это первое официальное цифровое издание пластинки, датирующейся 1973 годом. Тогда Чам перевел все доходы от продаж лонгплея на нужды голодающих детей Африки. Следуя его примеру, лейблом Jazzman Records в сотрудничестве с Чамом и его сыном Алиумом (Aliaume Thiam, также известным как рэпер Akon) было принято решение перевести все доходы, полученные с продаж переиздания, на счет школы в Сенегале, построенной самим Мором. Это жизнелюбивая музыка, наполняющая ноги желанием танцевать, а ум и душу – умиротворением.
Andrew Durkin, «Breath of Fire»
Свежий альбом пианиста Эндрю Дёркина «Breath of Fire» делают уникальным нешаблонные мелодические линии. Оригинальность основных тем каждой из песен релиза отчетливо даёт о себе знать, и они вполне могли бы послужить отправной точкой для нескольких продолжительных соло. Однако, музыкант не следует проторенной тропе развития джазовых мелодий. Вместо этого, его секстет перепрыгивает через несколько ступенек сразу, переходя от одной мелодии к следующей, не успев исчерпать полный потенциал предыдущей, а затем вновь неожиданно возвращаясь к исходной теме. Но, разумеется, подобная мелодическая образность не была бы возможна без изобилующей выразительности альт-саксофона Дэвида Вальдеса (David Valdez), тенор-саксофона Тима Уилкокса (Tim Wilcox), гитары Райана Мигэра (Ryan Meagher), ударных Тодда Бишопа (Todd Bishop) и баса Эндрю Джонса (Andrew Jones).
Sound Etiquette, «Sound Etiquette»
При более внимательном прослушивании, в хаотической импровизации трио Sound Etiquette определенно прослеживается четкая звуковая структура и организация. Коллектив, состоящий из саксофониста Ника Обандо (Nick Obando), клавишника Эли Уоллес (Eli Wallace) и ударника Аарона Левина (Aaron Levin), пишет абстрактную музыку, в которой четко проступает далекое эхо мелодичности. Порой возникает ощущение, что участники группы изначально записали материал, в гармоничности не уступающий лучшим работам Рэя Чарльза, а затем аннигилировали его, разложив на базовые компоненты. И к чести трио, подобные деструктивные наклонности проявляют себя по-разному в каждом отдельном треке. В композиции «The Tides» деконструкция звука прогрессирует плавно и ненавязчиво. С другой стороны, комплексные мелодии и технические приёмы «Solar Winds» и «The Way Home» полностью овладевают вниманием вдумчивого слушателя. В итоге, у ребят получился альбом без четкой формы и направленности – бурлящий сгусток звука и мысленных образов.
Ayumi Ishito, «View from a Little Cave»
Дебютный альбом нью-йоркской саксофонистки Аюми Ишито (Ayumi Ishito) представляет собой подкупающий мейнстрим-джаз с налетом пост-бопа. Это сочетание, обильно сдобренное инди-поп мотивами, умудряется объединять в себе сложность звучания с драйвовостью. Акустические и электронные инструменты в альбоме то сливаются воедино, то резко схлестываются друг с другом, порождая бурные подводные течения. Но Ишито играючи усмиряет их, преобразовывая в бодрые основные темы, которые её джазовый квинтет в составе гитариста Мэтью Элбека (Matthew Albeck), пианиста-клавишника Такафуми Суенага (Takafumi Suenaga), басиста Йошики Ямады (Yoshiki Yamada) и ударника Картера Бейлза (Carter Bales) использует в качестве отправной точки для своих кружащихся соло и задорных перекликающихся мелодий.
Yonathan Avishai Modern Times, «The Parade»
Мелодии из пальцев пианиста Йонатан Авишай текут с той же легкостью и стремительностью, что и вода в горном ручье. Но их красота заключается не в их витиеватости, а в том, как именно они текут. И неповторимое очарование, с которым мелодические последовательности развиваются в работах Авишая, особенно явственно ощущается в его последней работе. Альбом был записан в сотрудничестве с кларнетистом Сезаром Порье (César Poirier), перкуссионистом Инором Сотолонго (Inor Sotolongo), басистом Йони Зельником (Yoni Zelnik) и барабанщиком Дональдом Контомано (Donald Kontomanou). Кларнет расширяет мелодические линии композиций, придавая им большую выразительность. Дополнительная перкуссия, добавляющая в альбом нотки латиноамериканского джаза, поддерживает течение мелодий, не давая ему застаиваться. Местами музыка сбавляет темп, и её воды струятся задумчиво, но по большей части мотивы «The Parade» остаются оживленными и заразительными. Лучшим примером тому является титульный трек альбома, беззаботный ритм которого соответствует жизнерадостности собственного названия.
Учитывая их страсть к диссонирующим мелодиям, вдвойне поразительно, что квартету King of Mosh удалось придать своему альбому бушующей импульсивности, не лишенной плавности звучания. Кларнеты и саксофоны Риккардо Марона (Riccardo Marogna) и Джованни Бенвенути (Giovanni Benvenuti) не отказываются от мелодий как таковых, но они в «King of Mosh» приобретают исступленную, зигзагообразную структуру. Усиливает впечатление работа ударника Риккардо ла Фореста (Riccardo La Foresta), которому удаётся обуздать свою страсть к импровизации благодаря гитаристу Луке Персибалли (Luca Perciballi) и вместе с ним обозначить общее русло композиций. Как результат, вне зависимости от экспромтовых отступлений участников коллектива, их музыка всегда течет только вперед. И даже вжимая педаль газа в пол на треках «ToAB» и «Ballad», звучание продолжает нестись по прямой линии, несмотря на тернистость избранного пути.
В определенный момент во время прослушивания «Naca» становится ясно, что новый альбом Тони Каттано представляет собой современное переосмысление эклектичного джаза периода поздних 60-ых, в котором равномерно сочетались авангардные веянья и традиционные джазовые мотивы. Квартет тромбониста Тони Каттано следует тому же принципу, но в данном случае традиционный элемент здесь представлен в виде итальянского фолка. Такой выбор придаёт музыке ощущения безвременности и вместе с тем расширяет набор доступных средств выразительности. Для работы над альбомом трамбонист объединился со скрипачом Эмануэлем Паррини (Emanuele Parrini), басистом Маттео Анелли (Matteo Anelli) и ударником Андреа Мелани (Andrea Melani). В отличие от предыдущего альбома, здесь музыканты разгоняются до предела, совершенно не заботясь о направлении движения друг друга. Подобный захватывающий дух темп контрастирует с работой Каттано 2014 года, безмятежным альбомом «L’uomo Poco Distante».
Великолепный саундтрек для ленивого уик-энда на заднем крыльце. Элементы фолка и джаза неторопливо переплетаются воедино, зная, что им в этом мире некуда спешить. При этом мелодии не приобретают излишней вычурности, но и не звучат слишком просто, выдерживая идеальный баланс необременённости формы. Треки вроде «On the Run» и «Ten» кратковременно ускоряют пульс альбома. Но они заканчиваются как раз вовремя для того, чтобы не разрушить царящее в «March» скрупулезно выстроенное спокойствие. Квартет Drawing Hands, состоящий из тенор-саксофона Дэна Баркера (Dan Barker), альт-саксофона Джека Чендлера (Jack Chandler), контрабаса Сэма Джексона (Sam Jackson) и акустической гитары Гарри Орме (Harry Orme), не спешит в своём музицировании, медленно, но верно завоевывая место в сердце слушателя.
Uncivilized – это детище воспаленного художественного виденья гитариста Том Цатари (Tom Csatari), играющего дурманящую смесь псай-джаза, фолка и инди-рока. В его музыке можно услышать как влияние трубы Ли Моргана, так и гитарных мелодий Элиота Смита. Но всё же специфичной выразительности работам музыканта придаёт его собственная уникальная манера подачи. Четырехтрековый EP был записан четырьмя разными составами его ансамбля, благодаря чему жанровое разнообразие работы колеблется от пасторального фолк-джаза до сладкозвучного камерного джаза и до шероховатого инди-рока, при этом сохраняя характерное звучание Цатари. Едва ли какую-либо из композиций можно назвать легкой для восприятия. Тем не менее, она обладает рядом отличительных качеств, которые делают её западание в память практически неизбежным.
Новая работа от квартета Nakama в составе мультиинструменталистов Аюми Танаки (Ayumi Tanaka), Адриана Лёсета Вааде (Adrian Løseth Waade), Андреаса Вайлдхагена (Andreas Wildhagen) и Кристиана Меааса Свендсена (Christian Meaas Svendsen) представляет собой поразительный акт творческого единения. В рамках альбома каждый из музыкантов играет на скрипке, фортепиано, басу и ударных, попутно предлагая собственные композиционные идеи. Причем, альбом состоит из партий не только лишь для квартета, но и для дуэта и трио. В этом свете неудивительно, что «Most Intimate» выполнен широкими экспрессивными мазками. Действительно удивляет тот факт, что при этом группе каким-то образом удалось сохранить целостность звучания. Квартет чувствует себя как рыба в воде и в шторме авангардного диссонанса, так и в спокойных водах чарующего мелодизма.