Эта неделя определенно порадует поклонников электроники. По прошествии 17 лет Вольфганг Войт представил следующую главу в истории своего проекта GAS, трио Gaussian Curveа состоящее из пионеров электронной сцены 80-х, сотворило еще одно эмбиент волшебство в новой пластинке «The Distance», а Хироми Моритони и вовсе решила отказаться от постпанк экскрементов, заменив грязную гитару на пару старых драм-машин.
Но и поклонники переизданий не останутся разочарованы. Первое за 40 лет виниловое переиздание дебютного альбома «токийских рокеров» Non Band и репресс фри-джазовго музыкального документа Байрона Морриса и Джеральд Уайза, скорее всего никого не должны оставить равнодушными.
Как обычно по традиции, редакторы underrated вновь выбрали для вас 10 свежих пластинок, которым определенно стоит уделить немного своего внимания на этой неделе.
Non Band // Non Band
Японская панк-рок сцена, также известная как «токийские рокеры», зародилась летом 1978 года и стала колыбелью для независимой музыки столицы, породив массу неординарных и обладавших яркой индивидуальностью музыкантов. Одной из наиболее видных фигур того времени стала басистка и певица Non, чьи вокальные и инструментальные партии, наделенные сугубо женской силой и чувственностью, обладали попросту сногсшибательным эффектом. Долгое время она выступала в качестве сольной исполнительницы, но в 1982 ею было принято решение сформировать Non Band, дополнив своё звучание ударными и скрипкой. В том же году вышел её первый альбом, снискавший популярность на местной инди-сцене. Тем не менее, группа почти сразу же распалась, и наступило затянувшееся затишье, прерванное Non лишь в 2012 году. Она провела ряд концертов и выпустила концертный альбом, которые произвели настоящий фурор в кулуарах токийского андерграунда, что побудило лейбл TAL переиздать на виниле ставшую сегодня большой редкостью дебютную пластинку Non Band, и напомнить миру об одной из ключевых ролей группы в процессе становления всей панк-рок сцены столицы страны Восходящего Солнца.
GAS // Narkopop
По прошествии почти 20 лет Вольфганг Войт представил следующую главу саги проекта GAS с целью завести нас ещё глубже в дебри подсвеченного неоновым сиянием леса, тем самым словно предвосхищая скорый выход нового сезона «Твин Пикс». Название свежего релиза «Narkopop» отсылает нас к его предыдущему альбому «Pop», а также намекает на галлюциногенные свойства вошедших в него треков. При прослушивании вы либо полностью покроетесь гусиной кожей и умрете от электрического разряда, накопившегося в волосках на теле, либо задохнетесь, не поспевая за динамикой вдохов и выдохов музыки Войта. Спустя годы биты музыканта остаются столь же глубокими, как пульс биения сердца в ушах, а струнные столь же прозрачными, сколь и вескими; их посредством GAS ведет слушателя по эшеровской спиральной лестнице к сладостному забвению и благословенной пустоте.
Thelonious Monk // Les Liaisons Dangereuses 1960
1959 год стал одним из наиболее ярких в мировой истории джаза: Майлз Дэвис записал свой «Kind of Blue», Джон Колтрейн – «Giant Steps», госпел-визионер Чарльз Мингус – «Mingus Ah Um», а первопроходец фри-джаза Орнетт Коулман – «The Shape of Jazz to Come». И лишь недавно к этому параду звезд присоединилась долгое время считавшая утерянной пластинка Телониуса Монка «Les Liaisons Dangereuses», созданная в качестве саундтрека к одноименному фильму Роже Вадима (Roger Vadim). Саундтрек, полностью составленный из неоригинальных композиций, в полной мере отражает импровизаторский талант Монка: большинство треков вошло в альбом сразу в нескольких версиях, но при этом «Les Liaisons Dangereuses» слушается на одном дыхании. Помимо этой пластинки, в том же году музыкант выпустил ещё несколько знаковых альбомов, так что если 1959-ый стал зенитом джаза, то можно сказать, что для Монка он послужил настоящим annus mirabilis.
Phew // Light Sleep
Как и в случае многих британских подростков эпохи поздних 70-ых, Хироми Моритони – более известная как Phew – решила создать свою группу после того, как впервые услышала профанирующие и агрессивные песни Sex Pistols. В этом деле ей сопутствовала удача, и первый сингл Хироми спродюсировал сам Рюити Сакамото, а дебютный альбом она записала при сотрудничестве классиков краутрока Can. Эта музыка выходила за рамки конвенционального панка и постпанка, более походив на мрачный психоделический рок с вкраплениями фортепианного вальса, свиста и рваных гитарных проигрышей. По прошествии лет Phew не утратила этой бешеной энергетики и продолжила авантюрные поиски способов звучать не так, как все остальные. Правда, в своём новом альбоме «Light Sleep» она сменяет поле экспериментов с панка на электронику, заменив грязные гитары на аналоговую электронику, ритм старых драм-машин и далекое эхо собственного вокала. Шеститрековая пластинка вызывает в воображении образ пустынных улиц ночного города, синусоидально извивающихся по направлению в самое сердце царства кошмаров.
Nino Nardini // Musique Pour Le Futur
Известный по фанковым саундтрекам с большим использованием редких народных инструментов, Джорджес «Nino Nardini» Теперино опережал время на протяжении всей своей карьеры. Но в «Musique Pour Le Futur» он умудрился обогнать своих современников на целое столетие. Изначально записанный в 1970 году для либрари-лейбла Neully, лонгплей уносит в нас далекие галактики на ракетах, двигателями которым служат муговские синтезаторы и старые звукозаписывающие магнитофоны. Калейдоскопический, едва ли не шизофренический релиз буквально сочится оригинальными идеями и звуками, которые воспринимаются как нечто экспериментальное и по сей день. В этом альбоме Нардини превзошел самого себя – и для тех, кто хотя бы мимолетно знаком с его дискографией, это должно быть более чем достаточным поводом для приобретения первого за полвека официального переиздания пластинки.
Jan Van Den Broeke // 11000 Dreams
Плодовитый, но вместе с тем малоизвестный электронный музыкант Jan Van Den Broeke может быть известен слушателю по участию в проектах Absent Music, June 11 и The Misz, в составе которых он начал выступать ещё в ранних 80-ых. «11000 Dreams» проведет ретроспективу его обширной карьеры, растянувшейся на тридцатилетие кассетных и CD релизов. Это сборник мечтательных, гармоничных, практически мягких на ощупь треков, стирающих грани между будоражащим воображение эмбиентом, напитанным солнцем даунтемпо-попом, беспечальной декламацией и пространными мелодиями, состоящими из летучих синтов и звучания ряда экзотических инструментов.
Octo Octa // Where Are We Going
Если предыдущий альбом музыканта-трансгендера Octo Octa «Between Two Selves» стал своего рода средством завуалированного каминг-аута (о чем наглядно говорят название релиза и вошедших в него треков), то её свежий релиз «Where Are We Going» куда более прямолинеен. По словам исполнительницы, это «неприкрытый квир-месседж с построенным вокруг него нарративом». При этом послание пластинки содержится не только в её обложке и наименовании, но и в самой музыке, обладающей глубиной и повсеместной двусмысленностью. За внешней непосредственностью и казуальностью треков текут подземные реки сомнений и напряжения. Но время от времени они вырываются наружу в виде призрачных аккордов в композиции «On Your Lips» или зловещего вступления «Adrift». Это говорит о том, что личный опыт и переживания Octo Octa повлияли на музыкальный материал в куда большей степени, нежели диджейские тренды и нужды целевой аудитории хауса.
Byron Morris & Gerald Wise // Unity
Приватно выпущенный Байроном Моррисом на виниле в 1969 году, «Unity» мгновенно стал одной из наиболее искомых ценителями фри-джазовых пластинок. Дело в том, что это не просто альбом: это музыкальный и культурный документ, которому удалось с пробирающей до костей достоверностью запечатлеть эстетические и социально-политические веяния того времени. Будучи записанным в условиях абсолютной импровизации и бешено бурлящей энергетики, «Unity» вобрал в себя поток творческих идей и спонтанной креативности каждого из девяти музыкантов, поучаствовавших в его записи. Текстурно варьируясь от североафриканского альта, до пронзительного тенора и вязкого баритона, и сплетенный из нитей звучания нескольких саксофонов Байрона Морриса, трубы и перкуссии Джеральда Уайза, а также барабанов, флейты, конга и басов их сайдменов, «Unity» является проводником чистой энергии космоса и любви, о которой нет смысла говорить – её нужно ощутить каждой частичкой своего тела.
Annie Anxiety // Soul Possession
Энни Бандез окунулась в местную панк-сцену родного города в конце 70-ых, ступив на свой творческий путь в составе группы Annie & The Asexuals. Сменив название проекта на Annie Anxiety летом 1983 года, Бандез начала сотрудничество с Эдрианом Шервудом, легендарным продюсером в жанре даб. Плодотворная коллаборация вылилась в дебютный лонгплей исполнительницы, в который она вложила все накопившиеся к тому времени креативные активы, и впоследствии ставший общепризнанным шедевром на стыке индастриала и даба. Ограниченное переиздание пластинки ознаменует её первый выход в свет на виниле за последние 30 лет и наглядно напомнит нам о безумстве тревожного гения Энни.
Gaussian Curve // The Distance
В состав «The Distance» входит несколько иная комбинация элементов, чем в предыдущий альбом эмбиент-джазового трио. Однако, пластинка обладает той же безвременностью и эмоциональным накалом, что обеспечили успех предыдущего хита группы, LP «Clouds». Несмотря на то, что инструментальный состав коллектива не поменялся – он все так же состоит из виртуозных клавишных и синтезаторов Джиги Мейсина, извилистых меандров рек гитарного звука Джонни Нэша наряду с драм-машинами и синтезаторами Марко Стерка – «The Distance» полнится новыми идеями и сложными аранжировками. Впрочем, разве может быть иначе, когда три знающих своё дело коллаборатора собираются вместе с целью творить собственные музыкальные моменты чистого волшебства?