Duchess Says: Музыка как культ

Duchess Says: Музыка как культ

Свои бесстрашные встречи лицом к лицу с публикой Анни-Клод Дешен – фронтвумен Duchess Says – начала практиковать уже после нескольких пробных живых выступлений этой канадской синт-панк группы в начале нулевых. Это был не маркетинговый ход, а осознанный художественный выбор: Дешен быстро поняла, что если она не разнообразит свои живые выступления, сливаясь с толпой и каждый раз пробуя нечто новое, то быстро потеряет творческий запал. «Я предпочитаю находиться ближе к публике, черпая её энергетику», – заявляет Дешен. Но, само собой, подобный смелый подход неизбежно связан с телесными повреждениями.

«Во время одного из выступлений в Квебеке я хлестала толпу газетами, – рассказывает она, не сдерживая страдальческого смеха. – В один момент я не удержалась на ногах, и какая-то девушка наступила на меня. Понимая, что у меня сломано запястье, я спросила в микрофон, есть ли в зале врач или кто-нибудь, кто может помочь. Аудитория поняла вопрос по-своему и начала скандировать «Есть ли в зале врач? Вуху!» Затем толпа подняла меня на руках над головами и по цепочке перенесла в конец зала, где я опять упала на пол и заработала сотрясение. В итоге, меня отвезли в больницу. Депрессивная была ночка».

Когда Duchess Says впервые заявили о себе на монреальской сцене, они подготовили для себя сюрреалистичную предысторию. Группа объявила себя последователями религиозной организации «Церковь Волнистиков», главой которой являлся волнистый попугай. Их целью было распространение учения её духовного лидера по кличке Герцогиня (она же Duchess, фигурирующая в названии группы). Но благодаря драйвовому звучанию и сумасбродным живым концертам, Duchess Says удалось собрать собственную паству. Дешен пересекала зал на руках толпы, словно Моисей Красное море, и оплетала проводом микрофона публику, подобно пастуху, направляющему своих послушных овец.

До выхода своего последнего альбома, «Science Nouvelles», группе пришлось пройти творческий путь длиною в десятилетие. Будучи выходцами монреальской сцены, в то время представлявшей собой дикую смесь панка, нойза и перформанс-арта, звучание квартета изначально напоминало Yeah Yeah Yeahs (с которыми им в дальнейшем предстояло выступать в совместном туре), если бы те продолжали играть шумную музыку периода «Art Star». Также в их творчестве явно прослеживаются следы Six Finger Satellite, и не случайно: Duchess Says называет легенд мрачного электро-панка из Провиденса своим главным источником вдохновения. Они даже записали два кавера на их песни: первый из них вошел в альбом 2008 года «Anthologie des 3 Perchoirs», а второй – в сплит с Le Prince Harry 2015 года.


На протяжении 5 лет после выпуска второго полноформатника «In A Fung Day T!» в 2011 году, участники Duchess Says принимали участие в различных коллаборациях и сайд-проектах, включая совместное выступление Дешен с хардкор-панками Fucked Up, объединение с Роем Вучино (фронтменом психоделической гараж-группы Red Mass) в рамках проекта PyPy, а также легкий флирт с Минго Линдиеном из Les Georges Leningrad для его космик-диско группы Quatro. В 2016 Duchess Says вновь объединились с целью открыть свою собственную студию. Таким образом, контроль над их экспериментами полностью перешел в их руки.

«Мы загорелись идеей полной независимости, возможностью целиком и полностью управлять творческим процессом”, – объясняет Дешен. “К тому же, теперь нам не приходилось записываться в других студиях и платить за это кучу денег. У нас есть аппаратура для цифровой и аналоговой записи – в общем, всё, что необходимо для автономного существования. Мы можем экспериментировать и искать наше звучание так долго, как нам покажется нужным, получая удовольствие от нашей работы».

«Я мечтала об этом, сколько себя помню, – продолжает она. – Six Finger Satellite – это первая известная мне группа, записывавшаяся в своей частной студии в Провиденсе. И когда-то я думала «Господи, как им повезло!» Но, как оказалось, это стоит не так уж дорого. В частности, по той причине, что большая часть работы в наши дни выполняется посредством софта, а не громоздкой технической аппаратуры. Нам удалось довольно быстро найти подходящее место в Роузмонте (районе Монреаля). Вокруг нас в основном расположены автомастерские и практически нет других музыкантов».

Первым альбомом, записанным в стенах новой студии Duchess Says, стал «Science Nouvelles» 2016 года выпуска. Релиз во многом был вдохновлен эстетикой научных журналов 90-ых и иллюстрациями Иштвана Ороса (Orosz István), часть из которых были использована во время создания коллажа, служащего обложкой альбома. Определившись с исходным материалом, группа попыталась интерпретировать шизоидные графические образы посредством музыки. Наиболее удачными попытками этого стали эфемерные инструментальные треки “Poubelle” и “Talk In Shapes”, исполненные в лучших традициях «саундтреков к научно-фантастическим фильмам» от BBC Radiophonic Workshop.

Пространные пассажи в этих треках противопоставляются электронному нью-вейву в «I Repeat Myself», экзальтированному панку в «Pink Coffin» и даже готик-рок риффам в «Negative Thoughts», которые в заключительной композиции альбома, «The Family Physicians», и вовсе замедляются до загробных дез-роковых мотивов, сопровожденных гроулингом Дешен. При этом певица зачастую делает отступления от текстов песен, прибегая к дадаистической звуковой поэзии Курта Швиттерса, тем самым пытаясь выразить нечто глубинное и первородное, недоступное человеческому языку.

«Нередко мои эмоции невозможно облечь в слова”, – рассказывает Дешен. “Из-за этого я часто испытывала ощущение, будто являюсь заложницей собственного языка. Поэтому я начала самовыражаться посредством абстрактных фигур: к примеру, круг может одновременно обозначать враждебность, счастье или грусть. Опробовав этот метод, я решила полностью отказаться от слов, которые ограничивают мою импульсивность. Я решила, что если я хочу кричать, то я буду кричать. И неважно, что в такие моменты мои крики состоят из смеси французского и английского. К слову, недавно во время записи я решила сымитировать собачий лай. Не уверена, что со мной вообще происходит в такие моменты».

После 13 лет, проведенных в качестве фронтвумен Duchess Says, Дешен продолжает превращать свои живые выступления в акты единения со слушателями. “Это стало неотъемлемой частью моей жизни, и я не могу без этого”, – рассказывает она. Во время премьеры «Science Nouvelles» в Монреале, публика в составе 400 человек покинула место проведения концерта вместе с участниками группы. Процессия, укрывшись от проливного дождя под огромным непромокаемым брезентом, проследовала до места проведения афтерпати – второго клуба, обстановка которого была украшена религиозной символикой «Церкви Волнистиков».

Duchess Says: Музыка как культ

“Клуб был обставлен клетками с живыми волнистыми попугаями и увешан пиньятами в виде нашего объекта почитания”, – смеется Дешен. “Я была приятно удивлена их интерпретацией эстетики “Церкви Волнистиков”. Место выглядело идеально, и мы протанцевали в нём всю ночь напролет. Хотелось, чтобы вечеринка никогда не заканчивалась. Она стала логическим продолжением нашего концерта, которое стало возможным благодаря креативности наших фанатов”.

«Церковь Волнистиков» всегда рада новым последователям”, – заключает она. “Мы не объясняем, в чем заключается наша вера – это должно быть понятно на интуитивном уровне. Приходя на наши концерты, вы можете стать кем угодно. Дурачьтесь, взбирайтесь на сцену, отбирайте у меня микрофон – всё, что взбредет вам в голову! На наших выступлениях царит полная свобода выбора и действий, никакого осуждения».