Третий альбом Акико Яно “To Ki Me Ki” впервые издан за пределами Японии

Третий альбом Акико Яно “To Ki Me Ki” впервые издан за пределами Японии

Пианистка с игривым голосом, страстью к синтезаторам и чуткостью к поп-мелодизму, Акико Яно — одна из самых известных представительниц того же поколения, что подарило миру Харуоми Хосоно и Рюити Сакамото. Впрочем, за пределами Японии артистка едва ли может поспорить по популярности с коллегами из YMO – серия репринтов от Wewantsounds спешит исправить этот недочёт. Свежее издание “To Ki Me Ki“, созданной в 1978-м — уже пятый экскурс в ранний период карьеры Акико всего за год.

Яно впервые села за фортепиано трёхлетней девочкой по настоянию матери, чьи собственные амбиции пианистки похоронила Вторая мировая война. В 11 Акико
увлеклась джазом; поскольку возможности послушать живую музыку в городе были довольно скудными, отец приводил девочку в джаз-кисса, небольшой бар, где мужчины в офисных костюмах запивали сигареты крепким чёрным кофе. Там она часами сидела за стойкой, потягивая колу и вникая в ансамбль — неудивительно, что ещё до наступления совершеннолетия Яно оказалась в Tin Pan Alley, поп-группе, возглавляемой Харуоми Хосоно.

Связь артистки с Сакамото была ещё теснее: к концу 70-х музыканты стали парой, так что участники YMO с полуслова включались в альбомы Акико, а певица в ответ присоединялась к их гастролям. Звук, который был достигнут Яно и её друзьями на “Japanese Girl” 1976 года, моментально приковывал внимание: казалось, что джазовая импровизация, электронная поп-музыка и традиционные японские мелодии ещё не достигали такого единомыслия. Кроме того, японка раз за разом становилась пионером, просто оставаясь собой: использование ей синтезатора ARP за год до “Low” Дэвида Боуи — не более, чем акт живого творческого любопытства, а решение продюсировать “To Ki Me Ki” самостоятельно было спровоцировано не гордостью, но элементарным удобством.

Хотя третий студийный LP не столь признан, как дебют “Japanese Girl” или последовательница “Gohan ga Dekitayo”, он имеет важное переходное значение между двумя шедеврами. Пластинка сохранила сочетание японской поп-музыки и нью-йоркского фанка, характерное для Яно; важный вклад в её успех внёс Хидеки Мацутаке, в дальнейшем ставший одним из факторов успеха YMO. Лишь нащупывая поп-вибрации Японии 80-х, Акико хранила связь с концептуальным драматизмом “Japanese Girl” – возможно, перед нами не лучшая её пластинка, но одна из самых изобретательных.