Реликвия трип-хопа, раритет из радиоархивов BBC и другие любимые репринты Underrated (сентябрь-октябрь 2023)

Реликвия трип-хопа, раритет из радиоархивов BBC и другие любимые репринты Underrated (сентябрь-октябрь 2023)

Редакция Underrated рада вернуться с коллекцией обновлённых изданий, что разбудят ностальгию в каждом меломане. Среди гостей свежего выпуска культовые работы Tricky и Хироси Ёсимуры, а также критически недооценённый лонгплей Lync. Также не пропустите исторические сборники “отца ливийского реггей” Ибрагима Хеснави и пионера телекомпозиции Элизабет Паркер.

Hiroshi Yoshimura – Surround
[Temporal Drift]

репринты

Минимализм Хироси Ёсимуры можно назвать антитезой к “конкретной музыке”: пока коллеги-экспериментаторы отрекались от привычных техник, намекая на то, что всякий порядок условен и сомнителен, японец научился дослушивать каждый отзвук и обертон, приняв абсолютную власть живых резонансов. “GREEN”, неоднократно упоминаемая нами прежде, и вышедшая практически одновременно с ней “Surround” – две стороны одной медали, но подтекст у них совершенно разный. Если первая — торжество природы под макросъёмкой, вторая — урбанистическая утопия, созданная по заказу компании Misawa Homes (по сути, как предмет интерьера). Вот пара рекомендаций по прослушиванию от маэстро: воспроизводите “Surround” на громкости спокойного шага, достаточно низкой, чтобы осталось место для разговора, и добавьте капельку городского шума по вкусу.

Tricky – Maxinquaye (Reincarnated)
[Island Records]

репринты

Ценителям не нужно напоминать про “Maxinquaye” дважды — наряду с “Mezzanine” Massive Attack и “Dummy” Portishead, пластинка относится к святой троице трип-хопа. Обновлённое издание — не просто реминисценция, а более глубокое погружение в мир Tricky, дающего комментарий былым достижениям. К исходному LP добавились шесть “реинкарнированных” песен, перезаписанных британцем в прошлом году, сессионные треки и черновые варианты из 95-го, а также исполнение “Black Steel” на фестивале в Гластонбери. Если и этого недостаточно, в цифровой версии есть финальный сюрприз: 8 эксклюзивных ремиксов, один из которых — от Leftfield.

Ibrahim Hesnawi – The Father of Libyan Reggae
[Habibi Funk]

репринты

Уроженец Триполи Ибрагим Хеснави не был меломаном с рождения, но мировая экспансия Боба Марли радикально изменила его судьбу. На первый взгляд, между культурами Ямайки и Ливии нет очевидных связей — тем сильнее впечатляет синтез реггей, замедленного фанка и традиционной музыки, изобретённый артистом. Ещё приятнее, что наследие Хеснави живёт и поныне: темы мира, африканского единства и освобождения от эксплуатации по-прежнему не сходят с уст его земляков. Знакомство широкой публики с “отцом ливийского реггей” стало для Habibi Funk испытанием: поскольку сам Ибрагим потерял студийные бобины, мастер-треки пришлось восстанавливать в течение нескольких лет с раритетных кассетных копий — всё ради качества звука, которым мог бы гордиться создатель.

Faye Wong (王菲) — Fuzao (浮躁)
[Universal/Cinepoly]

репринты

За рубежом Ван Фэй, пожалуй, известна в первую очередь поклонникам Вонга Карвая (Фэй из “Чункингского экспресса” – это она); при этом в Китае и Гонконге певица — звезда высшей величины. На момент издания “Fuzao” (по-русски название звучит как “беспокойство”) в 96-м, артистка пресытилась взаимодействием с лейблом Cinepoly и решила пойти на творческий риск, взяв больше контроля над продюсированием в свои руки. Эстетика LP, во многом вдохновлённая Cocteau Twins, оттолкнула ту часть фанатов, что ждала от Ван больше легкомысленных, радиоэфирных баллад, зато истинные “Фэй-натики” моментально возвели альбом в культовый статус. А если учесть, что шанса на второй “Fuzao” после подписания контракта с EMI у артистки так и не появилось, сложно представить себе лучший момент для встречи с ней.

Jackie McLean – Demon’s Dance
[Blue Note]

репринты

Джеки Маклин долго нёс факел Blue Note – до выхода “Demon’s Dance” саксофонист и композитор уже подарил миру два десятка пластинок. Смена владельца лейбла и переход к более коммерческой стратегии подвели черту под плодотворным сотрудничеством, так что лонгплей можно считать прощальным письмом. От хард-бопа, основы которого Маклин помог заложить ещё в 50-х, артист перешёл к более открытой форме с элементами фри-джаза. Особый интерес на “Demon’s Dance” представляет участие молодого трубача Вуди Шоу, спустя годы снискавшего не менее славную репутацию.

José González — Veneer
[Mute Records]

репринты

В это сложно поверить, но в 2003-м акустический альбом, записанный шведом с аргентинскими корнями Хосе Гонсалесом в тесной гётеборгской квартире, стал платиновым не только на родине, но и в Британии. Если не считать короткого соло на трубе и лёгкого намёка на перкуссию, на пластинке звучат лишь ловкие нейлоновые переборы и тихий, меланхоличный голос. Несмотря на инструментальную сдержанность, формула Гонсалеса свежа и беспроигрышна: в ней поровну страсти босса-новы и готической интроспекции Ника Дрейка. Чтобы продлить удовольствие, к обновлённой версии “Veneer” певец приложил лайв-выступление двадцатилетней давности в Гётеборге.

Elizabeth Parker – Future Perfect
[Trunk Records]

репринты

Музыка Элизабет Паркер гораздо известнее, чем её личность — композитор работала в Радиофонической мастерской BBC до самого закрытия в 1978-м и была последней, кто сложил полномочия. На протяжении долгих лет она служила на передовой британской электроники, сопровождая сериалы, постановки и документальные ленты (например, “Живую Планету” Дэвида Аттенборо). “Future Perfect” – дебютная, пусть и скромная, ретроспектива из 26 треков, посвящённая чрезвычайно плодовитой коммерческой деятельности Паркер и её личным экспериментам. Любителям Делии Дебришир и Сьюзан Чани крепко запрещаем обходить этот релиз вниманием.

Moana Pozzi – Impulsi Di Sesso
[Cinedelic Records]

репринты

Фигура Моаны Поцци овеяна мифами и домыслами — самой гламурной итальянской порнозвезде 80-х приписывали и интимные отношения с многочисленными политиками высшего ранга, и торговлю радиоактивным ураном, и службу КГБ. Этому способствовала и внезапная смерть в 33, как у Мэрилин Монро — на фоне остросюжетных гипотез музыкальное творчество актрисы слегка меркнет. Но не подумайте, что “Impulsi Di Sesso” лишена шарма: аранжировки к ней писал Паоло Рустичелли, наследник именитой композиторской династии, да и сама Моана таланта не лишена. Если эта соблазнительная коллекция фанка, итало-диско и космо-буги доставит вам удовольствие, репринт неизданной “Loveland” от тех же кураторов подойдёт для второго раунда.

Beastie Boys – Hello Nasty
[Universal/Capitol]

репринты

Если на “Check Your Head” Beastie Boys сместили фокус внимания с хип-хопа на панк, “Hello Nasty” была возвращением к эклектике ранних пластинок. Её микс примерно на 70 процентов состоит из сэмплированного рэп-веселья “Paul’s Boutique”, и ещё на 30 — из бесшабашной энергии “III Communication”. Сработал найм Миксмастера Майка, одного из Invisibl Skratch Piklz: он помог команде создать звук, напоминающий электрофанк начала 80-х, но приправленный комическими сэмплами (как у De La Soul) и фирменным абсурдистским остроумием. Свежее издание воскрешает формат бокс-сета из 2009-го, где помимо самого LP, вы найдёте две дюжины раритетов, ремиксов и би-сайдов.

Lync – These Are Not Fall Colors
[Suicide Squeeze]

репринты

Когда гранж ушёл из захудалых клубов Тихоокеанского Северо-Запада, на андеграундной сцене образовался вакуум, и Lync были одними из первых, кто дерзнул его заполнить. Взяв мелодичный инди-поп, характерный для родной Олимпии, музыканты окунули его в грязный хаос Вашингтона и Сан-Диего, воспользовавшись альтернативным гитарным тюнингом Sonic Youth. Главное достоинство “These Are Not Fall Colors” в том, насколько метко её создатели предвидели тренды эмо-панка и пост-хардкора. Если бы Lync записали что-нибудь ещё, их вклад был бы признан более универсально — история LP кажется похожей на “Spiderland” Slint, как и его ценность.